«Муму» И. С. Тургенева – неизвестное об известном
На улице Садовой в Санкт-Петербурге, прижавшись к чьим-то огромным сапогам, чутко спит небольшая собачка «испанской породы». Это ждет своего хозяина спасенная когда-то из воды Муму. И вряд ли, увидев ее, вы так уж сильно удивитесь – ведь каких только интересных скульптур и памятников нет в нашей северной столице. Есть памятник этому знаменитому литературному персонажу и в Москве. Более того, дом на Остоженке, в котором ныне располагается музей И. С. Тургенева, иногда называют просто – «Дом Муму». Здесь, во дворе, вы можете увидеть фигурку собачки (автор скульптуры – Мария Казанцева), быть может, на том самом месте, где однажды, после ночных сторожевых бдений, примостился и реальный прототип героини рассказа… Повесть Тургенева, знакомая со школьных лет, – что нового может она рассказать нам сегодня?
Слово – сотрудникам Дома-музея И. С. Тургенева на Остоженке.
В 2024 году исполняется 170 лет со дня публикации одного из самых известных тургеневских произведений – повести «Муму». Повесть Тургенев создавал, находясь под арестом на съезжей. За что он был доставлен туда? Как считал сам писатель, за готовившиеся тогда к печати «Записки охотника», проникнутые антикрепостническим духом и оказавшиеся под пристальным вниманием властей. Поводом же послужила публикация в «Московских ведомостях » некролога на смерть Н. В. Гоголя, запрещенного С.-Петербургским цензурным комитетом. «Письмо из Петербурга » – так назвал Тургенев свою статью о Гоголе. Какую, казалось бы, политическую опасность мог представлять для власти Гоголь, глубоко религиозный писатель, стремившийся, по словам С. Т. Аксакова, «к улучшению в себе духовного человека»? Тем не менее имя Гоголя оказалось под запретом. Потому дворянин Иван Тургенев, посмевший опубликовать некролог на смерть «великого человека», автора «Ревизора» и «Мертвых душ», был приговорен к довольно суровому наказанию в виде постоянного проживания под надзором полиции в своем родовом имении Спасское-Лутовиново… А перед высылкой, находясь на съезжей в апреле-мае 1852 года, Тургенев написал повесть «Муму», которая спустя два года попадет на страницы журнала «Современник». Видимо, находясь в вынужденном заточении, где совсем рядом слышались крики подвергавшихся наказаниям крестьян, Тургенев предавался воспоминаниям о своей жизни в Москве, в доме у матери на Остоженке, о быте и нравах его обитателей. Именно эта московская усадьба – «серый дом с белыми колоннами» – стала местом действия повести.
Этой «небольшой вещью», написанной под арестом, Тургенев был доволен, хотя и не был вполне уверен, что ее пропустит цензура. Еще до появления в печати повесть вызвала большой интерес, Тургенев и сам читал рукопись, и получал просьбы от многочисленных знакомых прислать ее. Это произведение воспринималось современниками по-разному, но не оставляло никого равнодушным. Родственница писателя О. А. Тургенева после чтений «Муму» писала в своем дневнике: «Весь следующий день я была под впечатлением этого бесхитростного рассказа. А сколько в нем глубины, какая чуткость, какое понимание душевных переживаний. Я никогда ничего подобного не встречала…» Лестный отзыв получил Тургенев и от семьи Аксаковых. Впрочем, суждения славянофилов братьев Ивана и Константина Аксаковых были несколько односторонними. О Герасиме Иван Аксаков писал: «Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости… его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений… Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь может казаться и глухим, и немым…». Поэтизируя русский народ, Аксаковы не захотели заметить критики крепостнического строя. Иное впечатление