Разум в наследство
В нашем мозге десятки миллиардов нейронов и сотни тысяч километров отростков, соединяющих нервные клетки между собой. Однако в этом сложном органе, делающем человека разумным, сохранилось наследство самых примитивных существ.
Что в нашем мозге делает нас личностью? Прежде всего, новая кора. Именно она играет главную роль в мышлении, целеполагании, воображении, силе воли. Этой коры у человека так много, что она не умещается под черепом. Приходится собирать ее в складки борозд и извилин. На нее приходится около 76% массы мозга. Кстати, почему эта кора «новая»? Потому что есть еще древняя и старая кора. Древняя кора появилась еще у рыб. Старая есть у млекопитающих и рептилий, и значит, была у их общего предка. А вот новая есть только у млекопитающих.
Хотя у человека первую скрипку играет новая кора, древняя и старая тоже при деле. Старая кора отвечает в основном за эмоции. Древняя сохранила свою «рыбью» функцию: она по-прежнему обслуживает обоняние.
Принюхаться к миру
Обслуживать обоняние – это исторически первая функция не только коры, но и всего переднего мозга, того самого, где у человека полушария. Именно этим и поныне занимается передний мозг у круглоротых – самых примитивных известных позвоночных, правда, их передний мозг еще не разделен на полушария и не имеет коры. Входящие сигналы от всех органов чувств человека, кроме обонятельного, приходят в кору больших полушарий по длинной цепочке. Ее замыкает таламус, расположенный не в переднем мозге, а в промежуточном. И только сигналы от обонятельных рецепторов приходят в кору напрямую, а не через таламус. Так что это наше наследие тех времен, когда весь передний мозг был всего лишь устройством обработки обонятельной информации. Поведением же управлял в основном средний мозг, как у современных круглоротых.
Круглоротые появились еще в силурийском периоде (444–419 млн лет назад). Но о строении их мозга мы можем судить только по современным представителям: миногам и миксинам. Ископаемых мозгов такого возраста нет. Нервная ткань – это не кости и не панцирь. От мягких тканей могут остаться отпечатки, химические следы, но чрезвычайно редко – окаменелые образцы. Одному из древнейших экземпляров окаменевшего мозга «всего» 319 млн лет.
Нервная трубка появилась около 230 млн лет назад
Дети трубки
Заглянем в более древние времена. Откуда вообще взялась наша центральная нервная система – головной и спинной мозг?
Заметим, что она есть у всех позвоночных: круглоротых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. А позвоночные – это лишь подтип типа хордовых. Самые примитивные из современных хордовых – ланцетники. У них нет полноценного мозга, а есть только полая трубка из нервной ткани, тянущаяся вдоль почти всего тела. На переднем конце нервной трубки имеется лишь едва заметное утолщение.
Самые древние известные нам хордовые, жившие около 530 млн лет назад, внешне очень похожи на ланцетников. Видимо, наша центральная нервная система – потомок их нервной трубки. Кстати, именно с такой же трубки начинается развитие нервной системы у эмбрионов всех современных хордовых, включая человека.
Так что наша нервная система и поныне сохраняет остатки трубчатого строения. Внутри спинного мозга на всем его протяжении проходит полость – спинномозговой канал. Он продолжается и в головном мозге, образуя в нем четыре расширения – желудочки мозга: два в стволовых структурах и по одному в каждом из полушарий.