Аридизация как данность
В последние годы летние сезоны в Центральной и Южной Европе, а также ряде регионов Азии всё чаще становятся поводом для тревоги. Из года в год там повторяются засухи. Всё реже выпадают дожди, мелеют реки, что несет угрозы не только судоходству, но и, например, энергетике. Насколько опасна эта тенденция?

Вода утекает сквозь листья, словно сквозь пальцы
На протяжении многих веков европейские поэты воспевали лето – эту благодатную пору, когда луга покрываются цветами, в полях созревает урожай, а полноводные реки радуют глаз и пестрят чинно плывущими по ним судами. Однако ввиду изменения климата эти идиллические картины уходят в прошлое. Процесс аридизации (уменьшения степени увлажнения территорий) нарастает. Со временем обширные районы Европы могут превратиться в полупустыни.
В новых условиях вода становится ценностью не только на Ближнем Востоке или Северной Африке, но и во Франции и Германии. Всё сходится, всё к этому ведет. Неделями, а то и месяцами не спадает «почти африканская» жара. Все реже идут дожди, и количество осадков значительно недотягивает до нормы, а вот воды из почвы и водоемов испаряется заметно больше обычного. Еще недавно благополучные области Центральной Европы страдают теперь от обмеления рек и озер. Почва высыхает, становится каменистой. Из-за регулярных засух гибнет растительность.
Растения в такую погоду быстро теряют воду. В жаркую погоду она усиленно испаряется через их листья, стебли, цветки. В 2021 году сотрудники Лаборатории реактивного движения НАСА, обработав сведения, которые собирались с начала 2000‑х годов спутниками GRACE, а затем GRACEFO, убедились, что сейчас растения теряют примерно на 10% больше воды, чем всего двадцать лет назад.
Если в 2003 году среднегодовая эвапотранспирация (суммарная величина испарения влаги из почвы и с поверхности растений) составляла 405 миллиметров, то в 2019 году – 444 миллиметра водяного столба. Исследователи, приступая к работе, совсем не ожидали, что результаты будут так сильно разниться.
Все эти показатели – рост температуры, сокращение осадков, уровень испарения влаги – влияют на так называемый индекс аридности, то есть засушливости. Разумеется, этот индекс опосредованно обуславливают и многие другие факторы, в том числе инсоляция (уровень солнечной радиации, получаемый определенным участком земной поверхности), влажность воздуха, состав и плотность растительного покрова, характер движения воздуха у земной поверхности (то, что мы называем ветром).
События, происходившие в Европе в 2018—2020 годах и в 2022 году, наглядно иллюстрируют разговоры об аридизации, эвапотранспирации и индексах аридности.

2018—2020, 2022…?
Ученые из лейпцигского Центра исследования окружающей среды имени Гельмгольца во главе с Олдржихом Раковцом проанализировали недавно историю засух в Европе за последние два с половиной века.
Как оказалось, за весь этот период в Европе наблюдались всего три длительные засухи: в 1857—1860, 1920— 1922 и 2018—2020 годах. Однако последняя была необычной по многим параметрам. Как пошутил Раковец, «теперь она станет мерилом всех европейских засух».
Общая ее продолжительность составила 33 месяца – с апреля 2018 по декабрь 2020 года. Лишь в середине XIX века первая крупная засуха в новейшей истории Европы продолжалась на два месяца дольше.
Никогда еще засухой не была охвачена столь значительная часть Европы – примерно 36% всей ее территории. Особенно пострадали от нее центральные регионы Европы. Оттуда засуха волнами накатывалась на север до Скандинавии и на юг – до средиземноморского побережья.
Никогда еще в Европе не было такой аномальной жары. В эти три года температура в среднем была на 2,8 градуса выше многолетних средних показателей. За последние 250 лет в Европе случались засухи, но никогда прежде они не сопровождались такой жарой. Раньше во время засушливых сезонов температура была близка к норме при том, что осадки почти не выпадали.
Из-за сильной жары, установившейся в летние месяцы 2018—2020 годов, уровень испарения воды из рек, озер и прудов, а также из почвы и растительного покрова был необычайно высок. Ученые отмечают, что за исследованный период в Европе не наблюдалось столь интенсивной засухи.
Это лишь усилило ее вредные последствия. Они ощущаются в Европе по сей день. Конечно, 2021 год был сравнительно влажным. Верхние слои почвы за время этой «передышки» хорошо пропитались водой. Однако в глубине почва по-прежнему осталась сухой.