«Поиграть в игру "богатые и успешные" удалось не всем»: модный ретейл в 2023-м
О том, как изменились привычки покупателей за последние полтора года, рассуждает Дарья Ядерная, куратор MBA-программы МГИМО и Universal University
Однажды в истории российские покупатели стояли в очереди к фурам, с которых можно было купить вожделенные джинсы. Десять лет спустя, уже в 2000-х, часть из них проводила время в очередях в бутики Chanel и Louis Vuitton в Париже. Казалось, положение «вторичного рынка» закрепится за Россией навсегда.
Покупатели отличные, любят одеваться дорого и богато, деньги тратят не глядя, выбирают известные бренды, привычны к сервису свысока, с одолжением, плохо говорят на иностранных языках и робко задают вопросы, боясь быть непонятыми. Еще буквально лет пять — десять назад такой отзыв можно было получить за рубежом от персонала в магазинах одежды люксовых и премиальных брендов и даже марок среднего ценового сегмента, от менеджеров гостиниц, да даже от служащего на стойке международного аэропорта.
После пандемии «голодные» покупатели из России снова наводнили рынок, но это уже были не те потребители, к которым все привыкли. Стильные, разборчивые, покупающие по принципу «меньше, но лучше», знающие себе цену и проявляющие интерес к маркам не только с известными логотипами, но с идеей, смыслом и философией. В чем же дело? Кроме ожидаемых причин сферы цивилизационного развития и преодоления лиминальной зоны массового потребления, отечественные покупатели наконец смогли впервые за долгие годы приобретать товары на российском рынке: по адекватной цене и в широком ассортименте. Во время пандемии они были вынуждены обращать внимание на ассортимент внутри страны и с удивлением обнаружили, что российский ретейл даром времени не терял. Отечественные и западные бренды наполнили торговые центры, а показатель квадратного метра торговой площади на потребителя превысил европейские показатели еще в 2010-х годах. Развитие онлайн-продаж, включая сервисы дропшиппинга, и бурный рост маркетплейсов во время пандемии еще больше расширили спектр выбора.
И в то же время до февраля 2022 года в большинстве ключевых ретейл-проектов подборка брендов на две трети оставалась зарубежной. Нельзя не отметить отдельные успехи российских компаний: это Underline в «Меге», Trend Island в «Авиапарке», монобрендовые магазины российских дизайнеров в самых разных стилях — от делового и элегантно-женственного актуального тренда в Emka до игривого и жизнелюбивого First in Space. И конечно, не стоит забывать об успехах 12 Storeez как в развитии продукта, так и в клиентском сервисе и ценовом позиционировании. Заметные итоги в масштабировании бизнеса показали USHATÁVA, Monochrome, Present & Simple, из локальных дизайнеров превратившиеся в знаковые бренды с отстроенными бизнес-процессами.
Уход иностранных марок в результате культуры отмены повлек за собой целый ряд последствий. Во-первых, освободились торговые площади, многие из которых были лакомым, но недоступным кусочком для российских ретейлеров. Очевидно, что площади Inditex и H&M — самые кассовые с точки зрения трафика и в силу уже мнемонических причин: клиенты по старой памяти строят траекторию движения по торговому центру туда, где раньше были знакомые им бренды.