Укрыться контентом
Заместитель главного редактора «Правил жизни» Сергей Зуев поговорил с Антоном Фроловым – вице-президентом по AI, контентным и рекомендательным сервисам VK, CEO «Дзена». И заодно выяснил, как работают рекомендации, в какой области лежит будущее контента и населен ли интернет роботами.
Сергей Зуев: Ты пришел в «Дзен», если я правильно помню, в 2018-м? Как за эти пять лет изменилось то, чем ты занимаешься?
Антон: Да. Пять лет назад у меня было ощущение, что в области машинного обучения происходит полнейший застой. На тот момент то, что называлось deep learning (технология глубинных нейросетей. – «Правила жизни»), уже смогло во всех областях победить другие методы машинного обучения. После чего появилась такая технология, как Generative Adversarial Network, способная генерировать картинки и видео. На нее были большие надежды, которые не особо оправдались. И в этот момент всем начало казаться, что технологии искусственного интеллекта вышли на плато. Ну а потом все взорвал чат GPT.
Сергей: Насколько это было предсказуемо? Можно ли предположить, когда произойдет следующий прорыв?
Антон: Это всегда неожиданно. Обычно, когда происходит прорыв, за ним не стоит какая-то фантастическая новая технология, суперидея или еще что-то. Как правило, это уже известная технология, просто пришло ее время. Например, те же нейросети. Их пытались активно использовать еще в девяностых и начале нулевых. Но они не были успешными – было мало данных, не было производительного железа. Когда появились компании, которые располагают огромным количеством данных, у которых кластеры на сотни тысяч серверов, – нейросети заиграли новыми красками. Со всеми технологиями примерно так.
Сергей: Давай поговорим о том, как работают рекомендации. Все блогеры говорят: «Лайкайте, подписывайтесь и будете получать подобный контент». Можешь рассказать, чем «Дзен» отличается от других платформ в части рекомендаций?
Антон: Что делает «Дзен» уникальным – это мультимодальные рекомендации. Традиционно платформы делают акцент на контенте одного формата: либо видео, либо тексты. Наши алгоритмы умеют рекомендовать разные виды контента. Если ты лайкнул какую-то статью, то, используя этот сигнал, система может найти тебе на эту тему видео – или наоборот.
Сергей: Как система отличает контент, созданный человеком, от контента, созданного искусственным интеллектом?
Антон: Чем дальше, тем более бессмысленным будет становиться этот вопрос. Через год огромное количество контента так или иначе будет создаваться с использованием AI. Грань между тем, что написал человек, а что – машина, будет постепенно стираться. Рано или поздно возникнет синтез человеческой мысли и компьютерного инструмента. Человек будет просто называть тезисы, а компьютер – помогать их сформулировать.
Сергей: Давай вернемся к контенту. Есть мнение, что человек, который смотрит ролики, условно, с милыми котами, постепенно переходит к просмотру самого разного контента. Есть ли тут какие-либо угрозы и нужно ли контролировать рекомендательные алгоритмы?