Передвижники и императорская власть
Годы правления императора Александра III отмечены значительными успехами в укреплении могущества России, а также выдающимися достижениями в развитии отечественной науки и культуры.

В годы царствования Александра III пробудилась та духовная самобытность, без которой невозможна культурноисторическая жизнь никакого великого народа. «Народное самопознание, – писал профессор П. П. Семенов Тян-Шанский, – прежде всего, должно было обратиться на научное изучение той страны, в которой суждено было развиваться русскому народу». «Возвращение к родному быту, к основным началам русской жизни началось при Александре III», – писал известный русский философ Н. Ф. Фёдоров.
Об этом свидетельствовали и многие представители художественной жизни России. И. Е. Репин в «Далеком близком »: «В начале 60‑х годов жизнь русская проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела. Первое, что она хотела сделать, – умыться, очиститься от негодных отбросов, от рутинных элементов, отживших свое время. Во всех сферах и на всех поприщах искали новых здоровых путей. Молодость и сила свежей русской мысли царила везде, весело, бодро шли вперед и ломали без сожаления всё, что находили устарелым, ненужным…»1.
1Репин И. Е. Далекое близкое. Воспоминания. М., 2002, с. 156.
Национальный поворот произошел и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи. В художественной жизни страны перемены зримо просматривались и в характере художественных произведений – работах художников‑передвижников, поддержанных императором Александром III. В императорской коллекции, ставшей основой Русского музея и насчитывающей 900 полотен, 580 были произведениями русских художников.
По словам В. О. Ключевского, Александр III открыл новый исторический период в жизни русского народа – период расцвета народного самосознания. Политика Александра III сводилась к сохранению и развитию российских основ, традиций и идеалов. И. В. Цветаев назвал Александра III «Державным покровителем наук и искусств », «Царем Благочестия».
Тринадцать лет пребывания Александра III на престоле оказались чрезвычайно значительными и благотворными. По словам известного художника Александра Бенуа, это время «подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись при нем, продлился затем в течение всего царствования Николая II».
Император считал, что распространение искусства есть дело государственной важности. В годы правления Александра III при его непосредственном участии в России были созданы: Русская опера, Русский музей, активно работало Императорское Русское историческое общество, во главе которого стоял сам император, было подготовлено создание Русского национального театра во главе с драматургом А. Н. Островским, состоялось открытие Императорского исторического музея, державной волей было учреждено Русское Императорское Палестинское общество.
Передвижники были провозглашены императором «олицетворением современной национальной культуры». Давая характеристику взглядам Александра III на изобразительное искусство, И. Е. Репин отмечал, что «в отношении изобразительного искусства Император придерживался демократических воззрений». Александр Бенуа напишет после смерти Александра III: «…По-новому, более сознательно я теперь стал относиться и к царствующему государю, оценивать самую его личность. Многое, что я, зараженный почти по головным фрондерством русского общества, находил когда-то в правлении Александра III уродливым и даже возмутительным, стало теперь казаться необходимым или неизбежным. И обратно, если и раньше меня отталкивала от себя вся незрелая и часто просто глупая («снобическая», сказали бы мы сегодня) революционность, то теперь она представлялась мне преступной, фатально, неминуемо ведущей ко всякой "мерзости запустения"…»2.
2Бенуа А. Н. Мои воспоминания. Книга первая. М., 2003, кн. III, гл. 10.

***
Во второй половине 70‑х годов цесаревич Александр Александрович и цесаревна Мария Федоровна стали интересоваться картинами Товарищества передвижников.
Художник-пейзажист Е. Е. Волков вспоминал: «Александр III благоволил к нам, передвижникам, и раз и навсегда было высказано желание, чтобы Государь всегда первым открывал нашу выставку, а мы никому бы не продавали картины»3.
3 Очерк академика Волкова Е.Е. «Мое путешествие по Востоку с великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами»// Огонек 1911. 26 марта № 13.
В 1882 году император и императрица посетили Х выставку передвижников. Художники встречали их в полном составе. «Для передвижников, которым в некотором отношении несладко жилось, это было целое событие». По словам искусствоведа и художественного критика А. В. Прахова, «Государь совершенно самостоятельно, решительно и открыто стал на сторону "передвижников", в те поры еще боровшихся под знаменем самостоятельности русского искусства, отождествляя ее с принадлежностью к реализму».
Император и императрица стали регулярно приобретать картины с передвижных выставок от 5 до 20 с каждой. Они покупали картины русских мастеров и с академических выставок.