«Жизнь — лучший сценарист»: Никита Кологривый — о детстве в Новосибирске, региональном кинематографе и, конечно, «Слове пацана»
Никита Кологривый — точно самый обсуждаемый актер последних нескольких месяцев. И дело не только в нашумевшем «Слове пацана» и сказке «По щучьему велению», но и в откровенных, беспристрастных и хлестких интервью. Никита, как и положено настоящему пацану (а уж тем более сибиряку), за словом в карман не лезет и не пытается никому угодить. При этом придерживается правила «критикуя, предлагай»: на замену «массовому» контенту и однотипным, по его мнению, несложным персонажам, которых из раза в раз играют популярные актеры, должно прийти сложное, вдумчивое кино, развитием которого Кологривый вплотную занимается на родине — в Сибири. И планирует возвести там киноимперию. Об этом, о Никитином непростом характере и разнообразном послужном списке мы и поговорили*.
— Как ты попал в «Слово пацана»?
— По приглашению продюсеров. Мне изначально предложили роль Кощея. Я записал видеопробы. Все очень запросто делается, когда ты уже на слуху у режиссеров и у продюсеров. Не так сложно попасть в проект, если ты подходишь по фактуре. Поэтому дальше все случилось, так скажем, логично. Отправил пробы, утвердили. Все очень просто.
— Ну вот, а мы в связи с твоим боксерским бэкграундом ждали от тебя историю из разряда «Значит, дал я как-то Андрею Першину (настоящее имя Жоры Крыжовникова. — "Правила жизни") в нос, вот меня и утвердили». (Смеется.)
— Он нормальный пацан, очень мастеровитый режиссер. И надо понимать, что мне уже нельзя никому нос разбивать. (Смеется.) Все, уже наступил тот момент, когда меня смотрят дети, люди разных профессий, в том числе интеллигентных. Хочется все-таки сохранять лицо. Посмотрим, как мне удастся справиться с популярностью.
— А есть симптомы звездной болезни? Потому что в этом году ты, кажется, везде успел сняться.
— Можно сказать, что они уже прошли. Естественно, когда попадаешь в условия мечты, достигаешь одну из своих целей, начинаешь гордиться, что ли, тщеславие испытывать. У меня с этим все как у всех — никакой святости не было. И гулял, и тусовался, и зазнавался, и отстранялся от людей. Но это часть пути, часть популярности. Чаша весов, которой многие люди не готовы ничего противопоставить. Они готовы просто быть классными, популярными артистами, не понимая, что у всего есть цена.
— В какой момент тебя «стукнуло»?
— Сейчас эти моменты разбирать бессмысленно — все уже прошло. Я даже и не знаю, после чего именно «стукнуло». Я как работал, так и сейчас продолжаю работать, поэтому подобные вещи не замечаю. Для кого-то премьера — это уже событие. У меня пять премьер за три месяца, поэтому для меня это не событие, а данность, результат моей работы. А кому-то на премьеру надо обязательно всех своих родственников собрать, табор гостей. А толку? Дальше работать надо, все очень прозаично.
— Ты легко переключаешься между ролями?
— Да, очень легко. «Камера вкл-выкл» — вот так и работаю. Никакой подготовки, никакого подробного чтения сценария и поиска скрытых смыслов. Я знаю, что эти тексты пишут мои современники. Не понимаю, чему они могут научить меня в жизни, поэтому искать скрытые смыслы незачем. Я предлагаю свой опыт — собственно, это все, что я могу сделать в кино.
— Какой свой опыт ты предлагаешь в «Слове пацана»? Что вложил от себя в Кощея?
— Он же тебе понравился?
— Мне скорее захотелось зарядить ему по лицу, если честно.
— Вот и отлично. Многим женщинам это и нравится. Значит, все хорошо я сделал. Что своего я в него вложил? Все! Это часть моей биографии. Это люди, которых я встречал. Ситуации, в которые я попадал. Я окончил в институт, в котором объясняют, как сделать так, чтобы журналисты задавали подобные вопросы. Вы же не интересуетесь, каким образом банковский работник оформляет вам кредитную карту. Это его задача. А моя — показать вам всем, что иллюзии очень быстро развеиваются, что все артисты, в которых вы влюбляетесь, не талантливые, а просто красивые.
Наряди парня, засунь в дорогую машину, включи красивую музыку — и все, герой в кадре, звезда! Мне хочется делом доказать, что это фуфло, а не артист. Чтобы называться артистом, надо очень многое пройти, а не просто быть красивым мальчиком. Надо пожертвовать нормальной жизнью, например. Именно поэтому зритель на меня смотрит и понимает, что на экране нет тех, кто играет лучше меня.
— Вообще мы говорили про Кощея. А тебе близки понятия «стенка на стенку», «двор на двор» или законы улиц?
— Нет-нет. Я это все видел, мне это все было смешно. И меня от многого уберег спорт. Чтобы не ходить стенка на стенку, надо прийти в зал и получить хороших люлей от очень мастеровитых, духовно воспитанных ребят, которые прошли много соревнований, прошли понятие страха, силы воли, труда. Что мне доказывать в стенке на стенку? Нет, у меня, слава богу, были другие хулиганства.
Что-то подобное было в Украине (в подростковом возрасте Никита жил в Киеве. — «Правила жизни»). Но мы не дрались. Стрелки, если вы не знали, зачастую не заканчиваются драками. Их забивают не чтобы морды друг другу разбить, а чтобы решить вопрос. Только в фильмах дерутся сразу, чтобы вам было интересно смотреть.
— Как думаешь, какое будущее у Кощея как у реального человека в контексте эпохи?
— Быстрая смерть.
— А у его конкурента, Адидаса (герой Ивана Янковского. — «Правила жизни»)?
— В контексте эпохи — та же самая судьба, безусловно. Оба положили на ценности и мораль. Просто один прикрылся образом Иисуса и делал говно, а второй не прикрылся и делал говно. Я имею в виду, подбивал молодежь на опасную деятельность.
— А тебе самому кто больше импонирует? Не Кощей или Адидас, а в принципе из всех персонажей сериала? Как зрителю.
— Из всех персонажей? Никита Кологривый. Кто еще мне может импонировать? (