И стол, и дом: зачем торговые сети открывают кафе и рестораны
Сетевые продуктовые магазины начинают отъедать рынок у ресторанного бизнеса: вслед за «Азбукой вкуса» и «Глобусом» в 2023 году «Лента», «Перекресток» и «Магнит» рядом с торговыми площадями открыли собственные точки общепита. Это уже не маленькие кофейные уголки в супермаркете, а полноценные кафе, рестораны и даже веранды на свежем воздухе. Что они дают ретейлерам, разобрался Forbes.
Оборот российского рынка общепита в 2023 году показал заметный прирост в 15% и достиг 4-4,2 трлн рублей, по оценке INFOLine. В 2022 году динамика была гораздо скромнее — 2-2,5%. Люди стали чаще ходить в кафе и рестораны, средний чек вырос, правда, в основном за счет инфляции, говорят эксперты. На волне растущей популярности обедов и ужинов вне дома в городах не хватает заведений с хорошим соотношением цены и качества, отмечает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.
Самым большим спросом пользуются кафе, где можно вкусно и недорого перекусить, и рестораны быстрого питания. И все большую конкуренцию рестораторам составляют сетевые продуктовые магазины, расширяющие полки с готовой едой и открывающие собственные кафе с демократичными ценами.
«Тяжелая история»
Ретейлеры ищут новые пути сбыта для своей готовой еды: многие из них нарастили ее производство в последние годы, поясняет Бухаров. Продавать готовые перекусы, по его словам, выгодней, чем обычные продукты, к тому же, меньше продукции приходится утилизировать. «Для нас это тяжелая история, ведь у торговых сетей гораздо сильнее административный и финансовый ресурс, чем у малого ресторанного бизнеса», — замечает Бухаров.
Горожане, особенно молодежь, все чаще делают выбор в пользу ужина в магазине. Например, в кафе при супермаркете Eurospar на Маросейке, который не так давно открылся в историческом здании, где когда-то был магазин посуды XIX века Антуана Дютфуа, капучино стоит 70 рублей, чай — 40 рублей. Есть месячный абонемент: за 450 рублей можно получить два горячих напитка в день. Здесь устроили зону шашлыков, чтобы гости могли приобрести блюда на мангале и готовую «домашнюю еду» (60 рублей за 100 г), внутри довольно просторно — столики стоят на первом и втором этажах. Полноценно пообедать дешевле 600-700 рублей в районе Китай-города вряд ли получится.