Юки-онна: как героиня японской мифологии вдохновляет создателей аниме и покемонов
Снежная королева, Ледяная колдунья — в мировой культуре немало «зимних» женских персонажей, берущих начало в фольклоре. В Японии это Юки-онна. Рассказываем, почему в сказках она не подчиняется патриархальным традициям и как связана с современными покемонами
Юки-онна — мифологическое существо со сверхъестественными способностями. Ее образ берет свое начало в японском фольклоре, а сегодня встречается во множестве произведений популярной культуры. В легендах она предстает как невероятно красивая, но опасная обитательница северных горных районов Японии. У нее бледная, или даже полупрозрачная, кожа, длинные распущенные волосы, а если Юки-онна идет по снежному покрову, то не оставляет на нем следов, она может также летать или испаряться как дым.
Юки-онна (юки — снег, онна — женщина) относится к классу сверхъестественных существ японской мифологии, называемых «ёкай». Духи ёкай очень близки к синтоистским божествам «ками» и происходят из тех же анимистических представлений о том, что все объекты окружающего мира обладают душой.
Японская религия «синто» довольно долго оставалась децентрализованной и мало кодифицированной, да и сейчас в ней почитают тысячи разных божеств «ками», а синтоистским святилищем может быть не только роскошный рукотворный храм, но и какой-нибудь придорожный камень, считающийся обиталищем местного божества.
«Ёкай» начинают отделятся от «ками» примерно в XVII веке, когда складывается более устойчивый канон «синто». А само слово «ёкай» («странный, загадочный, колдовской») впервые появляется еще позже — его использует ученый Иноуэ Инрё уже в эпоху Мэйдзи (1868–1912). В итоге складывается разделение: «ками» — это признанные синтоистские божества, которым молятся и дарят приношения, а «ёкай» — эти низшие духи, которые могут неожиданно встретиться человеку и с которыми нужно быть осторожными: они не всегда дружелюбны.
Юки-онна среди других «ёкай» выделяется тем, что она обитает в необычном для Японии ландшафте — заснеженных горах. Глядя на карту Японии сейчас, можно задаться вопросом: а что здесь такого необычного, вроде бы северных районов достаточно. Однако до середины XIX века холодные северные провинции Японии были мало заселенными и мало включенными в общеяпонское культурное пространство. А самый северный из больших островов архипелага, Хоккайдо, хотя номинально входил в состав страны с XVII века, оставался почти незатронутым японским влиянием. Там жил народ айнов, которые вели традиционный образ жизни (занимались охотой и рыболовством) и говорили на айнском языке, совсем не похожем на японский. В обоих столичных регионах — вокруг старой столицы Киото и новой Токио — снег выпадает далеко не каждый год и держится день-два.
Юки-онна отличается не только своей «снежностью», но и принадлежностью к горной местности. Несмотря на то, что горы составляют более 70% территории Японии, еще с древности они воспринимались с опаской. Как пишет историк Александр Мещеряков: «Дикая», не преобразованная человеком природа часто воспринималась в древней Японии как источник опасностей и страхов. Море и поросшие густым лесом горы находились в непосредственном ведении синтоистских божеств, которые обладают амбивалентной природой, сопротивляются проникновению и вмешательству в подведомственное им пространство и зачастую наказывают людей за такое вмешательство. В связи с этим подъем в горы и хозяйственная деятельность там всегда подвергались серьезным ограничениям (вплоть до полного запрета находиться там)». Дело в том, что горы не подходили для земледелия, которое с самого образования древнего