Великий кофейный путь. Как зерно доставляют в Россию
Россия становится кофейной страной. В прошлом году россияне выпили кофе в формате навынос на 102 млрд рублей — это на 21% больше, чем в 2022-м. «Сноб» выяснил, как из-за санкций изменились маршруты поставок кофе в Россию, как российские обжарщики чинят санкционное оборудование и почему сочувствовать фермерам из Эфиопии не только благородно, но и полезно для бизнеса.
Кофе закупают на биржах. Про биржевые товары — нефть, золото, пшеницу, каучук или вот кофе — принято считать, что они взаимозаменяемы. Неважно, в какой стране этот кофе вырастили и собрали, его цена будет примерно одинаковой с небольшими надбавками или понижающим коэффициентом за качество. Но картина меняется, когда речь заходит про спешелти-кофе.
В 2019 году кофейня Espresso Lab в Дубае закупила зерно по совершенно фантастической цене 10 тысяч долларов за килограмм (при стандартной цене 5–7 долларов за килограмм). Как следствие, чашка кофе здесь стоит 250 долларов. Это, конечно, исключительный случай, и все же цена на спешелти-сорта может отличаться в разы. У обжарщиков, а именно они поставляют зерно в кофейни (или владеют своими собственными), есть два пути, чтобы заполучить спешелти-сорт. Один удаленный, второй требует личного присутствия.
«Есть, например, фермер в Колумбии, который высадил деревья на 15 сотках. На таком “саду-огороде” можно получить очень мало кофе, пару-тройку мешков. Столько покупать у тысячи фермеров никто из обжарщиков напрямую не будет, для этого есть экспортеры, которые чаще всего работают в виде кооператива или же просто скупают ягоды мелких фермеров. Они проводят контроль качества зерна в своей лаборатории, разделяют его по вкусовым профилям и смешивают. На выходе получается региональный бленд. Ездить за таким кофе в страны произрастания большого смысла нет, он достаточно стабилен. Но у него другая проблема: такой кофе не может похвастать суперкачеством и вкусом, именно потому что это смесь зерен.
Есть и второй способ, через так называемые микролоты. Они формируются после того, как фермеры вырастили деревья, собрали ягоды и обработали свое самое лучшее зерно. Как правило, такого кофе мало, от 5 до 100 мешков. И его очень сложно выбрать удаленно, но этот кофе лучший из лучших: обязательно указывается регион, высота — все как у вина. Ради таких зерен обжарщики и приезжают в страны произрастания. Можно заказать пробы, но без соответствующего сертификата их не пропустит российская таможня. Да и если эти пробы доедут, само зерно уже могут продать кому-то другому», — рассказывает основатель Тasty Coffee Михаил Шаров.