Вопрос психологу: почему люди коллекционируют?
Многие из нас любят что-нибудь собирать. Дети — фигурки из киндер-сюрприза, взрослые — произведения искусства или дорогую обувь. Но всегда ли страсть к коллекционированию может считаться нормой? И что делать, если коллекция становится в прямом смысле дороже жизни? Об этом мы расспросили психолога, специалиста платформы Alter Любовь Елкину.
Почему дети часто что-нибудь коллекционируют?
Примерно с пяти-семи лет у детей особенно актуализируется потребность в приобретении знаний, формировании новых навыков. Маленький человек ищет пути удовлетворения своих потребностей, и коллекционирование — один из них.
Прежде чем начать что-то коллекционировать, ребенок увлекается какой бы то ни было темой. Он начинает собирать информацию о ней: спрашивать у взрослых и ровесников, читать, смотреть видеоконтент. Все эти действия предполагают развитие как когнитивной, так и эмоциональной сфер. В процессе узнавания и собирательства ребенок не только расширяет кругозор — у него возникают самые разные эмоции: удивление, радость, восторг, а также печаль, разочарование, злость. Это может быть очень полезно. Например, гораздо легче понять, принять и выразить свою злость, когда предмет, нужный для коллекции, купил кто-то другой, а ты не успел, чем признать, что я злюсь на маму или папу. Выражать злость значимым людям может быть чревато наказанием или ухудшением важных отношений. И если этот страх велик, то со временем возможность распознавать злость теряется. А в случае с коллекцией свой «праведный гнев» выражать не страшно, о нем можно рассказать другим и не встретить осуждения — напротив, ты скорее получишь понимание и поддержку. И в целом чем более широкий спектр эмоций испытывает ребенок, тем лучше развивается эмоциональная сфера.
Безусловно, любопытство и интерес к познанию помогают формировать взрослые. Например, мама могла интересно рассказать ребенку об изготовлении кукол: как их делали раньше, как делают сейчас, как преображалась кукла во времени (от соломенной до современной, с золотыми волосами и длинными ресницами), какое значение имела кукла для человека в старину, а какое имеет сейчас. Или папа мог рассказать о проезжающей по дороге строительной технике, ее функциях и возможностях, связать реально увиденную машину с персонажем мультфильма. И у ребенка возникает интерес, который он дальше развивает самостоятельно.
И конечно, узнавая что-то новое, мы хотим независимо от возраста делиться этим. Собирая, коллекционируя предметы, которые нам интересны, мы делаем свой внутренний мир видимым, осязаемым для других — это процесс самоактуализации.
Также коллекционирование дает ребенку возможность создать свой фантазийный мир, принадлежащий только ему. Предметы коллекции могут там взаимодействовать любым подходящим собирателю способом. С помощью фантазирования можно ослабить внутреннее напряжение. Маленький динозавр может сказать большому все что угодно, и ему за это ничего не будет.
Еще все мы в большей или меньшей степени любим побеждать, выигрывать, добиваться цели. Стремление к первенству и лидерству — наша биологическая программа, обусловленная глобальной целью выжить и продолжить свой род. Локальной реализацией этой программы может стать коллекционирование. «Имея самую большую и/или интересную коллекцию, я лидирую среди коллекционеров. Я умнее, находчивее, предприимчивее». Если сильно упростить, то: «Я лучше». В этом случае стремление к коллекционированию может формировать среда, ограниченный доступ к ресурсам. В моем детстве, в середине 1980-х, мы коллекционировали, например, фантики от жвачки. Счастливые обладатели обертки от пластинки жевательной резинки «Пепперминт», той, что со стрелкой, или «Лелики-болики» были в классе значительно выше по социальному статусу — этакие полубоги, имеющие возможность получить лакомство, многим недоступное. Цель такого коллекционирования — привлечение внимания и победа в соревновании.