Как управлять вниманием людей: 4 вида ораторских «крючков»
Чужое внимание бывает необходимо в самых разных ситуациях: дома, когда нужно «оторвать» ребенка от смартфона, на работе, когда надо донести важную мысль до загруженнх коллег, во время публичного выступления — чтобы слушатели не ушли с головой в соцсети или просто домой. Но привлечь его во времена информационного перенасыщения и режима многозадачности не так просто. Рассказываем, какие приемы помогут вам завоевать внимание слушателей и, что не менее важно, удержать его.
Что усыпляет внимание
Чтобы вас слушали, нужно достучаться до самого сердца человека. Иными словами — пробудить эмоции и переживания.
Что точно ослабит внимание:
- сухое перечисление фактов,
- использование канцеляризмов,
- перегруз статистикой и множеством цифр,
- засилье слов-паразитов,
- монотонность и тихий голос,
- невнятная речь,
- взгляд на бумажки в руках,
- поворот тела от аудитории к слайдам,
- «каменное» выражение лица.
Как завоевать внимание собеседника или аудитории
Получается, что внимание человека приковано к другому при условии минимальной когнитивной нагрузки:
- когда понятна суть речи — это логически последовательная структура в содержании и конкретные факты;
- когда слушать комфортно — это четкая дикция;
- когда слушать приятно — это мягкий тембр голоса, умеренный темп речи и «взрослая» интонация;
- когда за говорящим интересно наблюдать — это открытые поза и взгляд, легкая улыбка и свободные движения.
Самый лучший способ приковать к себе внимание — не просто говорить, а использовать своеобразные крючки в речи. Они делятся на четыре группы:
-
вербальные — использование речевых конструкций,
-
вокальные: управление голосом и интонацией,
-
невербальные: движение и сигналы тела,
-
визуальные: демонстрация чего-либо.