Игорь Синельников: «Меланома почти всегда выглядит необычно, второй такой "родинки" не теле нет»
Можно ли распознать у себя меланому, куда бежать с подозрительной родинкой, что делать, если родинка оторвалась, и как можно защитить себя от самой злокачественной опухоли?
Игорь Евгеньевич, меланому называют королевой онкологии. Это одна из самых злокачественных опухолей человека. Какой прогноз для этого заболевания в наши дни?
Основная опасность меланомы – способность к раннему и бурному метастазированию. Вероятность прожить полноценную жизнь при ранних формах меланомы – in situ, или первой стадии – превышает 95%. Основной прогностический фактор для этой опухоли – глубина её прорастания в кожу, которую оценивает врач-патоморфолог с помощью специального прибора – микрометра. Здесь прогностическая граница – 0,8 мм. Опухоли с меньшей глубиной прорастания метастазируют редко, затем чем больше глубина, тем выше риск появления отдалённых метастазов. При этом болезнь может вернуться и через 5, и через 10 лет. Но за последние годы в лечении метастатической меланомы, как и во всей онкологии, произошли две важнейшие революции: первая связана с разработкой таргетных препаратов, которые блокируют определённые ферменты опухоли. Вторая – с разработкой иммунотерапии, метода, способствующего активной атаке на опухоль нашего собственного иммунитета. Сегодня комбинация этих лекарств обеспечивает 5-летнюю выживаемость у больных с метастатической меланомой 4-й стадии в 52%. До разработки этих лекарств по прошествии 5 лет выживали лишь 3–5% больных.
Многие знают простой тест: насторожить должны родинки, имеющие один из признаков алгоритма ABCD (A – асимметрия, B – неровные края, С – цвет, D – диаметр более 6 мм). Он по-прежнему актуален?
Алгоритм ABCD, как правило, характеризует уже зрелую меланому, когда глубина её прорастания в кожу может оказаться достаточной для распространения метастазов. Недавно завершилось исследование, доказавшее: алгоритм ABCD применим лишь к 50% так называемых ранних меланом (меланома in situ, или меланома 1-й стадии). Остальные 50% могут не иметь ни одного из этих признаков, и драгоценное время будет упущено. Поэтому онкологи предложили использовать дополнительный показатель F – funny («смешной, странный» или, как его ещё называют, «симптом гадкого утёнка» – ugly duck) – родинка, внешне отличающаяся от других. Человек обычно имеет некий набор родинок – два или три варианта. Если на этом фоне появляется невус, который не похож ни на один из других, это повод показать его онкодерматологу.
Вы сказали «появляется». А до какого возраста у человека могут формироваться новые родинки? И как чаще возникают меланомы – из старой родинки или на новом месте?
Мы рождаемся практически без родинок. Большая часть из них формируется у детей и подростков. Появление новых родинок до 35 лет – абсолютно нормальный процесс. Иногда они возникают и в более позднем возрасте. Но в этом случае новую родинку желательно показать специалисту, так как риск, что она окажется меланомой, повышается. То же касается и появления родинок в более молодом возрасте, если она быстро растёт и не похожа на остальные родинки. Меланома в 70% случаев появляется на неизменённой коже уже как злокачественная опухоль, и лишь в 30% в меланому перерождается имеющийся невус. При этом не стоит паниковать: чаще всего вновь появившаяся родинка оказывается одной из разновидностей доброкачественного невуса.
Если родинка насторожила, к кому бежать?
Наибольший опыт в визуальной оценке родинок имеют онкологи дерматологи и занимающиеся проблемой новообразований кожи онкодерматологи. Врачу важно оценить, к какому фототипу относится человек (светлокожие блондины с веснушками заболевают чаще смуглых и кареглазых), были ли случаи опухолей кожи в семье или у самого пациента, есть ли история солнечных ожогов. Врач оценивает и общее количество невусов на теле (рискованным считается 50 и более), и их тип. На этом этапе специалист определяет риски и решает, стоит ли составлять цифровую карту родинок человека и периодически наблюдать его в дальнейшем. Затем врач проводит осмотр всех родинок с помощью специального прибора – дерматоскопа. Диагностика меланомы «на глаз» давно считается недостаточной, поскольку на ранних стадиях опухоли (когда вероятность полного излечения превышает 95%)