Что угрожает нашему интеллекту?
Мы покорили космос, научились лечить сложные заболевания и придумали искусственный интеллект. Наши дети разбираются в информационных технологиях едва ли не с пелёнок. Вроде бы человечество стоит на вершине интеллектуального потенциала! Но что нас ждёт впереди?
Выживает умнейший
Начнём с простого вопроса: зачем вообще нужен острый ум, и как он появился? Точкой отсчёта можно считать далёких предков, двуногих человекообразных обезьян, объем мозга которых составлял не более 400 кубических сантиметров, то есть в три раза меньше, чем у современного человека.
Прямохождение и связанный с ним новый образ жизни стали толчком к интеллектуальному прогрессу. Всё больше времени наши предки стали проводить не на деревьях, а на земле, становясь более доступной добычей для хищников. Чтобы защитить себя и своё потомство, они стали кооперироваться с себе подобными и объединять ресурсы. Успешное взаимодействие с другими требовало немало умственных усилий: научиться понимать невербальные сигналы, делиться идеями для повышения эффективности охоты. Только представьте «мозговые штурмы» первобытных людей, отправляющихся за мамонтом! Словом, с развитием социальности началось стремительное увеличение интеллектуальной мощи человека.
Выдающиеся умы
Проследить динамику изменения интеллекта за последние 100 лет можно по данным теста IQ. Несмотря на то что многие учёные признают, что он далёк от совершенства, так как не учитывает индивидуальных особенностей тестируемого, это лучшее, что есть на данный момент для измерения общей способности мыслить логически, решать арифметические, вербальные и пространственные задачи. В Университете Калифорнии было установлено, что у людей с более высоким IQ гораздо больше серого вещества, чем у индивидуумов с низким коэффициентом. Это служит одним аргументом в пользу этого теста. С тех пор как он был изобретён и до настоящего времени (за исключением последних десятилетий) показатели IQ только росли. Неуклонное повышение коэффициента интеллекта – примерно на 3 балла за 10-летие – впервые описал профессор Джеймс Флинн из Университета Отаго в Новой Зеландии. В качестве основных факторов, способствующих этому, он привел достижения современной медицины, улучшение качества питания и рост доступности образования для населения.
Выяснилось, что каждый дополнительный год, проведённый в школе, повышает IQ на 1–5 пунктов, причём выигрывает от этого как «кристаллизованный», так и «текучий» или подвижный интеллект.
Первый ответственен за способность решать новые логические и аналитические задачи, а второй включает опыт и знания, которые человек накапливает и использует в течение жизни.
Не мы такие, жизнь такая
Учитывая тенденцию, можно было бы предположить, что в скором времени на земле останутся одни лишь выдающиеся умы, однако на деле всё не так. Если верить новейшим исследованиям, в целом ряде стран, таких как Финляндия, Норвегия, Дания, Франция, Великобритания, Швеция, Австралия, наблюдается так называемый обратный эффект Флинна, то есть постепенное снижение интеллекта. Центр экономических исследований имени Рагнара Фриша в Норвегии в 2018 году опубликовал данные, согласно которым с середины 90-х годов уровень IQ местного населения снижается примерно на 0,2 балла в год.
В результате разрыв в коэффициенте интеллекта между поколениями составляет 7 баллов, и особенно заметен он у молодых людей. Однако считать это прямым доказательством «отупения» человечества не совсем корректно. Хотя задания IQ-теста проверяют разные типы мышления, итоговая оценка высчитывается по усреднённому значению. Это означает, что человек с хорошо развитым логическим мышлением, но со скромным общим кругозором, рискует получить относительно низкие баллы за тестирование. Между тем, современное общество как раз делает акцент на развитие «текучего», а не «кристаллизованного» интеллекта.