Закручивание банок. «Здоровый консерватизм» как новый тренд российской культуры
В 2021 году мы наблюдали попытки государства привести разрозненные части культуры к общему консервативному стандарту. Проблема «здорового консерватизма» в том, что он не благоприятствует рождению человеческой энергии в культуре естественным путем, а потому эту энергию приходится подталкивать или имитировать, поддерживать с помощью денег. Но это никогда не будет равнозначной заменой.
В связи с новостью о перезагрузке программы «Поле чудес» — главной передачи, пожалуй, всего постсоветского телевидения — важно напомнить об одном характерном ее отличии от международных аналогов. Центральным моментом программы является не сама викторина, а ритуал душевности, который из года в год исполняют ее гости: они поют, угощают ведущего домашними заготовками и дарят подарки. Этот ритуал служит хорошей иллюстрацией для описания общего состояния официальной культуры в 2021 году. В декабре на встрече с правительственным советом по развитию отечественной кинематографии премьер-министр России Михаил Мишустин высказал мнение, что кино, снятое на госсредства, должно объединять общество в том числе на основе «здорового консерватизма». Никого уже не удивляет, что именно государство почему-то должно беспокоитьсяо повышении конкурентоспособности отечественного кино — как и то, что киношники жалуются государству на возросшие затраты. Кино, как никакая другая сфера, показывает, какой путь прошла наша культура за 30 лет с момента распада СССР. Нынешнее кино напоминает бесконечный ряд банок с соленьями. Рецепты приготовления могут отличаться — на две ложки больше сахара больше или, там, соли, — но главное, что бросается в глаза: в большом и малом, современном или историческом жанре, в комедии или трагедии наше кино гоняет одни и те же законсервированные смыслы по кругу уже много лет — а жизнь проходит мимо, со всей ее сложностью.