«Краткая история Европы»
Европа навредила всему миру. Кровопролитная борьба европейских государств за власть стала причиной двух мировых войн, а пять веков колониализма изменили судьбу целых народов. Вместе с тем Европа — родина идей о свободе, равенстве и главенстве разума, которые лежат в основании современной глобальной культуры, а также одна из главных движетелей научного прогресса. В книге «Краткая история Европы» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Галиной Бородиной, писатель и журналист Саймон Дженкинс рассказывает, как распределялась и осуществлялась власть в Европе, начиная с Древней Греции и Рима и заканчивая сегодняшним днем. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с фрагментом, посвященным победе науки над церковью и трудностям экспорта политических идей и свобод за пределы Европы.
Просвещение
Перед своей смертью в 1715 г. Людовик XIV успел увидеть, как Париж становится бесспорной культурной столицей Европы. С этого момента и до пожара Французской революции город славился не только как центр искусств и моды, но и как колыбель движения Просвещения, которое условно охватывает XVIII в. с момента смерти Людовика XIV и до Французской революции. Корни Просвещения лежат в рационализме французского философа Рене Декарта (1596–1650) и в британском либерализме Джона Локка (1632–1704), которые продолжили дело Возрождения, лишая религию роли движущей силы в царстве идей. Возрождение черпало вдохновение в научной революции, которой мы обязаны Лондонскому королевскому обществу и трудам химика Роберта Бойля и физика Исаака Ньютона. Его символом веры стал интерес к познанию мира природы и разума с помощью методов, разработанных шотландцем Дэвидом Юмом (1711–1776), — эмпирического рассуждения и критического мышления.
Эпоха Просвещения достигла расцвета в 1751 г. — с началом публикации в Париже «Энциклопедии» под редакцией Дени Дидро и Жана Лерона д’Аламбера. Дидро намеревался ни много ни мало изменить «способ мышления людей». Энциклопедисты не только бросили вызов католической церкви — до них это делал Лютер и многие другие. Они бросили вызов обыденному знанию — философии, науке, экономике и политике. Для «Энциклопедии» писали Вольтер, Руссо и Монтескье. Первые двадцать восемь томов «Энциклопедии» бесспорно являются самым впечатляющим интеллектуальным подвигом Европы со времен Академии Платона. Казалось, что стена, давным-давно воздвигнутая вокруг европейского разума и подточенная Ренессансом и Реформацией, наконец рухнула.