Приглашение на корпоратив
Благотворительность в России из деятельности нескольких энтузиастов наконец-то превратилась в полноценный рыночный сектор. Компании тоже не хотят оставаться в стороне, поэтому развивают корпоративную социальную ответственность
Восемь лет назад Александра Бабкина запустила фандрайзинговый проект «Добро Mail.ru» и вместе с ним — первый большой сбор для пострадавших от наводнения в Комсомольске-на-Амуре. Сама она в это время была в Москве, а её сын — с бабушкой в Казани. Там мальчик заболел. Перед вылетом в Казань Александра написала в своём фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) про сбор пожертвований для пострадавших на Амуре, а прилетев, сделала ещё один пост — о том, что её малыш заболел и как она за него переживает. «В этот момент моя знакомая блогер с довольно большим социальным капиталом выложила пост со скриншотами моих постов о том, какие лицемерные менеджеры, благотворители, какая я отвратительная мать, только о работе и думаю, когда у меня заболел ребёнок, и так далее, — рассказывает Александра. — Под её постом появилось огромное количество комментариев от людей, которые не знают меня, но выражают свою позицию фразами: “Да, вообще ни в какие ворота”, “Мать, конечно, кошмарная” и “Вы посмотрите, люди добрые”. Я эмоциональный человек и тогда была не в лучшем психологическом состоянии, потому что, во-первых, ужасно переживала за здоровье малыша, вовторых, запуск самого важного проекта в моей жизни стал огромным стрессом. Я не понимала, что происходит, и переживала спектр эмоций от удивления, паники, страха до ощущения опасности. Под угрозой оказалась не только моя репутация, но и репутация моего проекта». В той ситуации Александру спасло то, что у неё были дела поважнее: лечить ребёнка и продолжать работать. Вместе с тем она понимает, что кто-то другой в похожем положении «просто сошёл бы с ума от страха».
Отчасти благодаря личному опыту Александры Бабкиной, руководителя проекта «Добро Mail.ru» и директора социальных проектов VK («ВКонтакте»), но прежде всего по итогам исследования 2019 года, которое показало масштаб проблемы (58% пользователей Рунета сталкиваются с агрессией в сети), в России появился День борьбы с кибербуллингом — заметный пример корпоративной социальной ответственности.
Время пришло
Термин corporate social responsibility (корпоративная социальная ответственность) вошёл в англосаксонский вокабуляр в начале 1970-х годов. Давно популярное в США и Европе направление только набирает обороты в России. Несмотря на то что в сфере КСО по-прежнему лидируют международные компании, российский бизнес участвует в социальных изменениях всё активнее.
Так, компании Оzon больше 20 лет, но благотворительный маркетплейс «Оzon Забота» стартовал только в начале октября этого года. Руководитель группы социальных проектов Ozon Елена Чернина считает, что пришло время позаботиться не только о продавцах и покупателях, но и менять социальный ландшафт. Теперь у покупателей есть возможность приобрести мерч фонда поддержки людей с расстройством аутического спектра «Антон тут рядом» или электронный сертификат фонда помощи хосписам «Вера» и даже забрать из приюта «Рэй» кошку или собаку, а у продавца — поддержать фонд регулярными отчислениями от продажи своих товаров.
Корпоративная ответственность всё чаще выходит на первый план, когда дело доходит до выбора между разными брендами и предложениями на рынке. Этот критерий важен не только для конечного потребителя, но также клиентов и партнёров. «Бизнес всё больше интересуется проектами социального маркетинга, которые выгодны для всех сторон. Они позволяют и вовлечь людей в решение проблемы, и повысить лояльность к бренду, и добиться чётких маркетинговых показателей», — говорит Александра Бабкина.
Важно, что на первое место выходит добровольное решение проблем общества. Чаще всего помогают локальным проектам, но иногда поддержку оказывают сообществам развивающихся стран. Сложности есть в любой сфере (медицина, экология, социальное равенство — лишь несколько из них), а осознанный подход к их решению меняет не только проблему, но и социальный ландшафт в целом.