Boulevard Depo и SP4K — о дружбе, новом EP Qwerty Lang и ценности фольклора
Хип-хоп-артист Boulevard Depo (Артем Шатохин) и продюсер SP4K (Алексей Сущик) 10 декабря выпустили меланхоличный, но дерзкий EP Qwerty Lang. В него вошли восемь треков, поднимающих темы дружбы, агрессии, поиска вдохновения и даже летаргии. Это не первый совместный релиз музыкантов: SP4K приложил руку к EP Boulevard Depo Stay Ugly (2019), альбому Old Blood (2020) и мини-альбому «Омфор» (2021). По случаю выхода нового EP Артем Макарский пообщался с парнями о дружбе, черном юморе и отсылкам к русской культуре XIX века.
В американском хип-хопе выпуск альбома, в котором треки рэпера спродюсированы одним человеком, — это давняя практика. Вспомнить хотя бы дуэт рэпера MF Doom и продюсера Madlib, Madvillainy. Диджей и продюсер Metro Boomin записывается с Трэвисом Скоттом и 21 Savage. А у нас это как-то пока не прижилось.
Boulevard Depo: Мне кажется, это и у них только сейчас начинает становиться полноценной практикой — продюсер делает альбом и зовет на него гостей. Не понимаю, почему нельзя было сделать так раньше, это же просто.
SP4K: Это, возможно, еще связано с менталитетом аудитории — они видели имя исполнителя на альбоме и хотели его услышать. А сейчас уже понимают: не обязательно на альбоме будет его голос, он может только за музыку отвечать, а другой исполнитель — читать. Это недавний тренд.
У нас как будто бы битмейкеры сейчас предпочитают делать собственные песни — кроме SP4K запел еще и BMB SpaceKid (электронный музыкант из Санкт-Петербурга, впервые появившийся еще в 2004 году на альбоме Децла Aka Le Truk. — Esquire).
SP4K: Раскрыть своего персонажа без собственных песен чуть сложнее. Говорю за себя, но у меня это скорее вынужденная мера.
Почему вынужденная?
SP4K: Писать тексты, делать песни — для меня скорее сайд-проект. Это не первостепенная работа, музыка важнее. Но, конечно, это не только нужда, но и желание — я пишу песни, когда что-то созревает внутри, когда есть мысли, которые можно выразить не только с помощью музыки, но и голоса.
Артем, ты во многих интервью говоришь, что привык работать в одиночку. Были ли сложности с SP4K?
BD: Важно понимать, что мы записывали EP каждый из своего дома, на студии встречались всего два или три раза. А в остальное время я — в телефоне, он — на компьютере. Тут же главное — уметь понимать друг друга, договариваться и разгонять идеи.
SP4K: Плюс мы уже сотрудничали раньше, у нас есть проверенный рабочий алгоритм, просто теперь это не разовая акция, а полноценная запись.
BD: Да, было интересно. Для меня, наверное, впервые работа проходила так, что я задумывался: "А куда мы идем? А, вот куда... Тогда ладно".
Хочется повторить такой формат в обозримом будущем?
BD: Думаю, да. Но это вопрос времени — надо сначала выпустить сольный материал. Когда я выпустил Old Blood, решил, что можно поиграть, что-то вместе поделать с ребятами. Только вышел «Омофор» с Jeembo (хип-хоп-исполнитель, бывший участник объединений YungRussia Бульвара Депо и Booking Machine Оксимирона. — Esquire) — у нас с Лехой уже был готов один трек, мы стали работать дальше. Выходит Qwerty Lang — у меня на следующий альбом уже готово пять треков. Мы в процессе.
Ты сказал про «свой материал» — то есть ты разграничиваешь то, что вышло сейчас, и то, что выходит под брендом Boulevard Depo?
BD: Да, я считаю, что это разные вещи. Даже Boulevard Depo и Jeembo — немного другая история. Мы вместе вычисляем, как сделать лучше, — а когда я один работаю, то сам знаю, как лучше, что-то себе придумал и пру. Не знаю, как для остальных — и меня не особо тревожит, как это для остальных, — но для меня это так.
Леша, насколько проще работать с Бульваром, чем с кем-то еще?
SP4K: С Темой вообще комфортно работать. Мы давно друг друга знаем, знаем сильные места друг друга, поэтому нам не приходилось выпендриваться друг перед другом. Все было ненапряжно, мы чувствовали общий вайб. Я пытаюсь вспомнить обратный пример, но обычно это какая-то музыка на заказ — и это несравнимые вещи, там просто какая-то чернуха, а тут кайф.
Дружба — это же вообще одна из тем альбома, особенно отраженная в треке Drug 2.0.
BD: Да, это развитие сюжета трека Drug: я думал, что дружба — это вот так ("Если друг вдруг и не друг, и не враг, а так. Меня погубит мой друг, а не враг". — Esquire), сейчас дружба — это вот так (на новом треке есть строчки "Не все умещается в наши, не наши: хороший, плохой — это не важно". — Esquire), а последний куплет в новом «Друге» — это то, как все может быть на самом деле. Две стороны одной медали, но работают они только вместе.