Не для инвесторов, а для рабочего класса: почему в Китае растёт рынок дешёвых мини-электрокаров
Пенсионеры, мигранты и малообеспеченные выбирают миниатюрный электротранспорт — для езды на нём не нужны ни права, ни номерные знаки. Правительство Китая знает о полулегальной сфере, но ничего не делает, потому что хочет пересадить страну на электромобили.
Пересказ материала Rest of World.
На окраине Пекина между ларьков и забегаловок находится ряд магазинов, где продаются мини-электрокары. Машины длиной менее полутора метров напоминают что-то среднее между гольфкаром и маленьким Range Rover.
Автомобили не отличаются высокой скоростью или качеством отделки, стоят от $600 до $2500 и их легко содержать. В Китае, где почти половина населения зарабатывает около $150 в месяц, бюджетный транспорт пришёлся кстати.
C 2010 года китайское правительство субсидирует продажи электротранспорта. Как результат, в 2019 году в стране продали около 1,18 млн электрокаров — более половины от мировых продаж. По словам основателя консалтинговой фирмы Automobility Limited Билла Руссо, стабильный рост этого рынка в Китае сохраняется давно. По распоряжению руководства страны к 2030 году электрокары и гибриды должны будут составлять 40% от новых продаж машин. Эта перспектива, по мнению Руссо, более чем реальна.
Только миниатюрный электротранспорт никогда не подпадал под субсидии, пишет издание. Более того, для него даже не нужны права, производство не регулируется, а реклама не транслируется по телевизору. Его продвигают через Kuaishou — аналог TikTok, популярный в небольших городах.
Наравне с видео фермеров и дневниками дальнобойщиков водители миникаров хвастаются своими автомобилями. Они охватывают главную целевую аудиторию — простых людей из провинции, которым нужно ездить за продуктами или развозить детей в школу.
Трудовым мигрантам и пожилым людям эти машины также импонируют, пишет издание. Последние, например, до октября 2020 года не могли получать водительские права после 70 лет, и миникары закрыли эту нишу.
Продажи мини-электрокаров
Из-за того, что у многих владельцев таких автомобилей нет прав, а оформить страховку на них, как правило, невозможно, полноразмерным машинами некомфортно делить с ними дорогу. В некоторых городах это привело к запретам, например в Пекине в 2018 году.
Но из-за слабого исполнения запрета спрос в городе восстановился, а продавцы миникаров слегка изменили свои вывески, чтобы не выделяться, пишет Rest of World.
Один из таких магазинов в Чжэнъян — Xinlei Scooters, на входе которого висит вывеска магазина скутеров. Но внутри, чуть поодаль от входа, находится другая, менее заметная, но уже настоящая вывеска “Shitou Cars”, а вместе с ней и основной товар — мини-электрокары.