«За личность свою я не боюсь»: чему русские художники учились за границей
В Музее русского импрессионизма открылась выставка работ, созданных молодыми русскими художниками — Айвазовским, Репиным, Поленовым и другими — во время зарубежных поездок. Forbes Life рассказывает, кто из русских мастеров выставлялся в парижском Салоне, а кто даже в европейских музеях откровенно скучал
На выставке «Отличники» (открыта до 21 мая) собраны произведения лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Окончив учебу, золотые медалисты получали право на так называемую «пенсионерскую» поездку за границу «для усовершенствования в искусстве». Увиденное в Европе одних восхищало и вдохновляло, а других оставляло равнодушными. Этот опыт помогал будущим мастерам сформировать собственный художественный язык.
Экспозиция дополнена работами европейских мастеров из собрания Пушкинского музея, чьи имена встречаются в письмах и отчетах русских художников. Кроме того, для семи картин при поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова созданы тактильные копии, которые после выставки вместе с экспонатами отправят в региональные музеи. Редкие, порой неожиданные произведения именитых классиков из четырех десятков российских собраний (музейных и частных) — одна из главных сильных сторон проекта.
Иван Айвазовский, «Часовня на берегу моря», 1845
С середины XIX века в Академии было принято отправлять в заграничные поездки обладателей большой золотой медали за лучшее произведение, представленное на конкурс. Исторические живописцы могли провести за границей шесть лет, а все остальные — три года в Европе и еще три на родине с сохранением пособия. Айвазовский получил золотую медаль «за превосходные успехи в живописи морских видов», а работы, с которыми он участвовал в конкурсе, Академия купила в собственную коллекцию. Выпустившись, он сначала провел два года в родном Крыму, и лишь затем отправился в Италию. После римской выставки его картина «Хаос» пополнила коллекцию Ватикана. Успеху Айвазовского у публики и среди коллег способствовали и хвалебные отзывы Уильяма Тернера, работавшего тогда в Италии. О своей академической поездке Айвазовский писал: «Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями, и внутренне я не мог не гордиться моими успехами в чужих краях, предвкушая сочувственный прием на Родине».
Генрих Семирадский, «Дорога из Рима в Альбано», 1873 (?)
Посещение Италии решающим образом повлияло на становление Генриха Семирадского: после поездки он окончательно убедился в том, что его призвание — это сцены из античной жизни. Оттачивая свое мастерство на средиземноморских пейзажах, автор продолжал хранить верность академической традиции. При этом ровесники Семирадского — однокашники Поленов и Репин — уже в то время засматривались на работы импрессионистов, хотя в собственном творчестве больше ориентировались на художников барбизонской школы — Коро или Добиньи. Впоследствии это приведет к тому, что художники начнут привозить на родину все более и более смелые работы, а совет Академии даже предложит ввести за ними надзор, опасаясь, что «постоянное пребывание наших пенсионеров во Франции не приносит им никакой существенной пользы, напротив влияет на них обратно: они возвращаются в Россию с меньшими познаниями».