«История богатства на Западе. Как боги среди людей»
Как технические инновации приводили к богатству и высокому статусу

Богатые люди привлекают внимание. Одни ими восхищаются, другие — льстят, третьи презирают. Отношение к богатству в западной культуре менялось: в Средневековье христианская этика считала демонстрацию богатства греховной, со временем отношение к социально-экономической группе богачей стало мягче, но и сейчас сам факт существования сверхбогатых людей — источник постоянного беспокойства и социального напряжения. При этом экономическое неравенство сохраняется на протяжении истории, воспроизводит себя и усиливается. В книге «История богатства на Западе. Как боги среди людей» (издательство «АСТ»), переведенной на русский язык Александром Яковлевым, итальянский историк Гвидо Альфани рассказывает об истории богатства в западном мире: как происходило накопление и перераспределение капитала у отдельных людей и семей, как менялось отношение к богатым людям, как они влияли на экономику, политику и культуру. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как реорганизация почтовых служб помогла итальянской семье Тассо стать частью сверхбогатой немецкой знати Турн-и-Таксис.
Новые возможности в Старом Свете
Если способы обогащения, связанные с использованием ресурсов Нового Света, как правило, привлекали сомнительных персонажей или, как минимум, вынуждали многих людей прибегать к сомнительным практикам, экономические достижения в Старом Свете предоставляли такие возможности разбогатеть, которые больше соответствовали современному идеалу успеха, основанному на «заслугах». Начиная с раннего Нового времени некоторые отрасли промышленности, такие как крупномасштабная добыча полезных ископаемых, рыболовство и, конечно, весь комплекс текстильной промышленности, претерпели впечатляющие изменения, предоставив хватким предпринимателям массу возможностей для успеха.
В частности, рыболовство, а если конкретнее — развитие крупномасштабного и промышленного лова сельди в Северной Европе. Огромные прибыли принесло здесь использование важнейшего новшества — изобретения сельдевого бауса — специализированного промыслового судна. Баус был разработан на голландских верфях в XV веке и стал кульминацией многовекового процесса, в ходе которого рыбаки пытались продавать свою слабосоленую сельдь на внутреннем рынке и в странах Балтийского региона, где на протяжении большей части Средневековья доминировала более качественная (и более вкусная) сельдь из Южной Швеции. По сути, промысловый баус был судном-фабрикой — прямым предшественником (наряду с китобойными судами) современных рыбоперерабатывающих комплексов, оснащенных морозильным оборудованием. В отличие от более ранних судов, баус мог оставаться в море подолгу (от пяти до восьми недель) и перерабатывать продукт на борту, используя разные инновации, ускоряющие потрошение и засолку рыбы. Это позволяло рыбакам вести промысел дальше от порта, плавая по Северному морю в поисках косяков сельди, поскольку у побережья их численность сократилась.
Хотя впервые сельдевые баусы начали использоваться в XV веке, для отработки технологии потребовалось внедрить много технических новшеств, а для бесперебойного функционирования этого промысла потребовались дополнительные инновации в организации бизнеса и финансировании (особенно partenrederij — форма партнерства, позволявшая городским владельцам капитала осуществлять совместные инвестиции в конкретные суда, снижая риск для отдельного инвестора), а также институциональная поддержка отрасли, например мониторинг качества. Этот сложный и постепенный процесс был завершен только ко второй половине XVI века. После этого число действующих промысловых судов стремительно росло, достигнув пика в начале XVII века, когда в одной только Голландии выходило в море 500 судов. Производство увеличилось почти в четыре раза по сравнению с серединой XVI века, что позволило Голландской республике монополизировать рынок и удерживать свои позиции до конца XVII века. Поскольку большинство рыболовецких фирм владели только одним или двумя сельдевыми баусами (хотя у некоторых бывало и до десяти), количество предпринимателей, активно работавших в этой сфере, было довольно большим. Если учесть, что еще большую прибыль можно было получить, не промышляя, а торгуя соленой сельдью (которая стала основным предметом голландского экспорта в Балтийском регионе), станет понятно, как небольшая «сельдевая революция» в Голландской республике создала широкие возможности для обогащения.