От романтики гидростанций до дефицита бетона: как в СССР снимали кино о производстве
История производственного фильма началась вместе с Советским Союзом — и с ним же завершилась. Кинокритик Наталия Эфендиева рассказывает, как от энтузиазма постройки ГЭС и покорения сил природы этот жанр пришел к разочарованию в системе
Кинокартины, положившие начало жанру, появились в первой половине 1930-х. Индустриальный фон — гидростанции, обрушивающие громады воды, грандиозное заводское строительство, ряды станков, уходящих в бесконечность, печи, превращающие руду в пылающие потоки огня, — поэтизировался и романтизировался, вызывая воодушевление. А человека вписывали в этот фон, делая его важной, но все-таки деталью.
Во второй половине 1930-х к производственным драмам добавились комедии («Три товарища» Семена Тимошенко, «Светлый путь» Григория Александрова). Но герои по-прежнему, превозмогая себя и обстоятельства, выдавали максимальный результат, а мешающих их целеустремленности разоблачали, по возможности перевоспитывали либо предавали суду общественности.
В постсталинское время производственный фильм повернулся лицом к отдельному человеку, с его тревогами и волнениями, эмоциями и чувствами. Возникает новый конфликт: между теми, кто продолжал утверждать привычные методы управления производством, и теми, кто справедливо считал, что форсирование планов и шапкозакидательский энтузиазм приводят к отрицательным результатам («Случай на шахте восемь», «Большая семья», «Высота», «Битва в пути»).
Важнейшие мотивы — созидательность и конструктивность человеческой деятельности — наглядно показаны в том числе и в производственных кинокартинах второй половины 1950-х и окончательно закрепляются в кино шестидесятых. В оттепельном десятилетии на место пролетариата приходят представители интеллектуальных профессий и интеллигенции («Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Иду на грозу» Сергея Микаэляна, «Необыкновенная выставка» Эльдара Шенгелая). И теперь перед героями встают не только рабочие, но и этические вопросы, на которые тоже необходимо было найти ответы. Их и пытались искать, до начала 1970-х.
В брежневскую пору персонажи производственных драм уже не созидают, а пытаются спасти и сохранить доставшееся по наследству: они мотаются по цехам и стройкам, ревизуя работу плановой экономики на местах, устраивают партсобрания с соответствующими оргвыводами, ведут кажущиеся нескончаемыми телефонные разговоры. Говорят преимущественно о выполнении плана в условиях недостроя, о запуске очередной турбины, которая даст стране еще больше электричества, о дурном качестве материалов, о простоях и безалаберности, приводящих к экономическому бардаку, припискам и фальшивым рапортам вышестоящему начальству.
Главные герои производственного кино 1970-х — одиночки, пытающиеся пробить стену, сломать сложившуюся систему, жертвующие своими интересами, временем, отношениями с близкими ради результата, спущенного сверху, или перемен, которых требует реальность. «Золотой век» производственного фильма оказался недолог. Уже со второй половины 1970-х жанр начал мутировать: одни режиссеры снимали старательные агитки, чья реальность существенно расходилась с внеэкранной действительностью, другие, находившиеся в меньшинстве, пробовали найти новые траектории развития жанра.
«Встречный», режиссеры Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич, 1932
Сергей Юткевич и Фридрих Эрмлер под музыку Дмитрия Шостаковича («Нас утро встречает прохладой…» немедленно стала хитом) рассказывают историю из жизни турбинного завода. Рабочие обязуются досрочно сконструировать и наладить выпуск первых советских гидравлических турбин повышенной мощности. В достижении цели им мешают то старый беспартийный мастер Бабченко, страдающий от излишней тяги к алкоголю, то инженер-вредитель. Первого перевоспитывают, второго разоблачают, а турбинный механизм после устранения неточностей в расчетах начинает работать безотказно.
В том же 1932 году Александр Довженко снимает фильм «Иван». Считается, что эти две кинокартины заложили основы жанра, и киноведы часто расходятся во мнении, какую из работ следует считать первым производственным фильмом. Довженко делает героем крестьянского парня Ивана (Петр Масоха), отправившегося на одну из главных строек первой пятилетки — ДнепроГЭС. Панорамные кадры демонстрируют масштаб и размах происходящего и сегодня впечатляют не меньше, чем тогда. Иван между тем проходит огонь, воду и медные трубы и перерождается, как и полагается сказочному персонажу, в финале отправляясь на институтскую скамью — теперь Родина нуждается в квалифицированных кадрах.