Зачем владелец трех московских бизнесов возрождает поселок в Калининградской области
Олег Бармин в бизнесе больше 20 лет. За это время он успел пережить банкротство и попробовать себя в различных сферах — от торговли копченой рыбой до запуска крупного видеопродакшена. В последние два года предпринимателя захватила новая страсть — развитие поселка в Калининградской области. В проект, по собственным оценкам, он уже инвестировал 30 млн рублей. Что им движет?
«Друзья сначала крутили пальцем у виска, не понимали, что предпринимателю делать в богом забытой деревне. Они видели там тлен, а мы с женой — будущее», — вспоминает 42-летний бизнесмен Олег Бармин. В конце 2020 года он с супругой Ксенией купил заброшенный дом пастора в маленьком поселке Заливное Калининградской области и начал возрождать его исторический облик. Ремонтом дома дело не ограничилось — предприниматель вместе с друзьями стал скупать свободные дома и участки, строить там гостиницы, кафе, музей. Кроме того, Бармину удалось привлечь внимание местных властей и ускорить развитие инфраструктуры: в Заливном начали ремонтировать дороги и водопровод, появилась стабильная мобильная связь и скоро проведут газ.
Forbes рассказывает, почему предприниматель переехал из Москвы в маленький поселок в Калининградской области и как ему удалось заручиться поддержкой местных властей.
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
Аварийный бизнес
Олег Бармин — частый герой СМИ. Впервые Forbes писал о нем в 2009 году в связи с банкротством его первого крупного бизнеса — автомобильного холдинга «Лео».
Предприниматель из Северодвинска выучился на экономиста в местном филиале Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и даже пробовал работать по специальности на местном заводе «Северный рейд», где трудились его родители. Но его с детства тянуло к своему делу.
С 15 лет Бармин подрабатывал мойщиком машин, через несколько лет открыл рыбную коптильню, а после — шиномонтаж. В 2000 году на деньги от продажи шиномонтажа начал заниматься торговлей автомобилями. Двумя годами позже зарегистрировал ту самую компанию «Лео». За шесть лет она выросла в крупный автомобильный холдинг с 400 сотрудниками и автосалонами в Северодвинске, Архангельске и Калининграде. У компании был собственный ресторан, клининговая компания, журнал. Выручка предприятия за 2007 год, согласно СПАРК, составила около 460 млн рублей.
Холдинг развивался за счет заемных средств и не пережил кризис 2008 года. По словам Олега, банки тогда повысили ставки с 12–14% до 28% и перестали кредитовать автомобильный бизнес, рынок встал. «Все пророчили, что рынок будет еще много лет расти такими же темпами, как это было в 2006–2008 годах. Мы были молодые и планировали много стройки [автосалонов]. А в итоге словно разогнались на самой быстрой машине и врезались на ней в стенку, когда начался кризис», — вспоминает Бармин. По его мнению, тогда выстояли только конкуренты с более консервативными планами на развитие.
Всего к 2008 году «Лео» должен был кредиторам $10 млн (около 320–350 млн рублей по актуальному на тот год курсу), утверждает Бармин. Предприниматель с помощью оборотных средств и продажи имущества смог погасить часть кредитов, но остался должен около $3,5 млн. История закончилась банкротством. С тех пор бизнесмен кредитов не берет.
Жизнь после банкротства
В 2009 году Олег приехал в Москву, чтобы начать с нуля. В родном городе ему оставаться не хотелось. «Стыдно было перед людьми за то, что я вот такой рукожопый предприниматель», — признается Бармин. Поначалу он жил у друзей, зарабатывал, делая маркетинговые концепции на заказ. В лучшие годы «Лео» росла во многом за счет эпатажного, по сравнению с классическими приемами конкурентов, маркетинга.
В том же году Бармин завел блог в «Живом журнале» под ником freedom. А в 2010-м начал подробно рассказывать в нем историю своего банкротства. Она стала резонансной: первая заметка о неуспехе за три дня после публикации набрала более 40 000 прочтений, вспоминает Олег. В 2016 году на основе записей в блоге предприниматель с соавтором выпустилкнигу «Я помню всех, кто мне когда-то не перезвонил» (сейчас издается под названием «Больше чем бизнес»).
В 2010 году Бармин открыл на дизайн-заводе «Флакон» цветочную лавку «ФанФан», которая работает до сих пор. Стартовые инвестиции — около 3 млн рублей — одолжили друзья и подписчики блога. Чтобы сэкономить на аренде квартиры, предприниматель, по собственным словам, жил прямо в магазине. Но бизнес так и не взлетел, признается Бармин. Поэтому он искал другие способы заработка.
К примеру, однажды один из знакомых по «Живому журналу» попросил Олега украсить цветами номер в отеле — встречали «важного гостя». Им оказался дизайнер Карл Лагерфельд, который в 2010 году прилетел в Москву на презентацию календаря Pirelli. Бармин услышал, что организаторам нужны не только цветы, но и трансфер для дизайнера. Пользуясь знакомствами в автобизнесе, он предложил свою помощь. В итоге сам сел за руль одного из двух арендованных кадиллаков и три дня был водителем Лагерфельда. Цветы после демонтажа сумел перепродать, а про свои приключения рассказал в ЖЖ.
Блог становился все популярнее. Через полтора года после запуска он набирал уже по 1 млн просмотров в месяц, утверждает Бармин. В 2010 году его пригласили в ЖЖ на позицию директора по маркетингу, а в 2012-м позвали руководителем службы коммуникаций и социальных медиа в «Билайн».
В 2016 году, еще работая в «Билайне», Бармин вместе с партнером Михаилом Третьяковым открыли медовый бизнес. Михаил вложил в совместное дело два улья, которые имелись у родственников во Владимирской области, и взял на себя операционные задачи. Олег отвечал за маркетинг: придумал название «Липко-Сладко» и предложил на старте сделать «пробники» меда — разлить его по аптечным пробиркам, которые стоили в несколько раз дешевле небольших баночек. Назвали пробники «анализами пчел». Бармин разнес пробирки по всем торговым точкам на «Флаконе» — через неделю весь товар был раскуплен. Мед стали продавать в его цветочной лавке.