Эффект Барнума — Форера: почему мы продолжаем верить гороскопам и личностным тестам
Гороскопы, предсказания, интернет-тесты на определения характера — многие описания, источник которых с точки зрения науки доказать невозможно, — нередко кажутся людям правдивыми и актуальными. Склонность доверять информации, которая воспринимается как положительная и неоспоримая, хотя в действительности не может быть такой, в психологии называют эффектом Барнума — Форера. Forbes Life объясняет, как работает этот феномен и в честь кого он получил такое название.
Эффект, который помог построить карьеру в шоу-бизнесе
О психологической готовности людей некритически воспринимать те или иные утверждения как правдивые, потому что они основаны на незнакомых и непонятных им факторах, одним из первых догадался Финеас Барнум, которого принято считать прародителем современного американского шоу-бизнеса, зародившегося в XIX веке. Заметив интерес людей к тому, чего они не могут понять или объяснить, Барнум построил карьеру на удовлетворении их жажды загадочного и увлекательного зрелища — он организовывал представления и даже цирки, артистами в которых были люди с небелым цветом кожи, проблемами со здоровьем или и вовсе с инвалидностью.
С ними Барнум гастролировал по всей стране, что принесло ему не только славу, но и значительный капитал, заработанный, впрочем, не совсем честным путем: шоумен нередко намеренно использовал слухи и предрассудки, которые сложно было опровергнуть, чтобы искусственно подогреть интерес зрителей к своим представлениям, и даже прибегал к откровенному обману — например, выдавая чучело из частей разных животных за тело настоящей русалки. Сегодня бизнес «короля надувательства», построенный в основном на эксплуатации рабов «при их жизни и после смерти», вызывает множество этических вопросов, но само умение Барнума манипулировать людьми, заинтересованными чем-то незнакомым для них, через несколько десятилетий легло в основу одной из психологических теорий и получило его имя.
Эффект Барнума в психологии нередко называют еще и эффектом Форера. Второе название появилось благодаря американскому психологу Бертраму Фореру, который, стремясь понять, как именно Барнум сумел достичь такого успеха, в 1948 году провел эксперимент с участием студентов. Он выдал слушателям своих лекций «тест на определение личности» — набор утверждений с обобщенными формулировками, которые Форер взял из гороскопов в одной из газет. Студенты должны были отметить те утверждения, которые, по их мнению, описывали их характер лучше всего, — например, «вы склонны критиковать себя» или «вы нуждаетесь в одобрении другими».