Вокруг света по «голубой воде»
Они даже не были партнерами — швед Харри Халлберг и немец Кристоф Расси. А одно время вообще являлись прямыми конкурентами. Но вот уже более полувека шведская верфь Hallberg-Rassy пользуется заслуженной репутацией одного из лучших в мире строителей парусных яхт открытого моря. Таких, на которых можно без особого риска обогнуть земной шар.
Blue Water Cruiser
Пословица гласит: «Смелый капитан преодолеет любые передряги, а умный в них не попадает». Один из главных способов не попадать в передряги на море — это иметь надежную и хорошо оборудованную яхту.
Blue water cruiser — не вполне официальное, но распространенное понятие, которое часто переводят как «яхта открытого моря». Главное отличие таких круизеров от лодок категории offshore, рассчитанных на каботажное плавание, — их изначально проектируют для длительных «автономок» вдали от берега, когда нет возможности укрыться от непогоды, пополнить запасы или зайти в порт для ремонта. Отсюда следует, что blue water cruisers должны быть особенно прочными, вместительными, мореходными и надежными.
На практике это означает более прочный корпус, тяжелый киль, увеличенные запасы воды и топлива, защищенный от ветра и волн кокпит и разное оборудование, которое не обязательно для прибрежного плавания (например, опреснители). В число требований входят авторулевой и дублирование систем, в частности навигации, связи и др. Также необходим иной уровень комфорта, чтобы экипаж получал по возможности полноценный отдых.
Именно такие лодки и строит верфь Hallberg-Rassy из города Эллёса, находящегося на острове Оруст, на западе Швеции, почти на берегу пролива Скагеррак.
Как хобби стало бизнесом
Кристоф Расси родился в 1934 году в Баварии, неподалеку от Мюнхена, близ озера Штарнбергер. С детства он увлекался парусом, сначала делал модели, а потом небольшие парусные шлюпки для прогулок по озеру. Но Кристоф мечтал о море, об океанских яхтах и поэтому в 1960 году решил перебраться в Швецию, где такие строят. Он поступил подмастерьем на верфь, а по вечерам строил яхту для участия в регате. Кристоф не только выиграл состязание — после регаты он выгодно продал свою лодку.
Со временем Расси начал собственное дело, изготавливая деревянные детали для яхт. Так случилось, что для бизнеса он приобрел небольшую верфь у Харри Халлберга, который на тот момент перевел свое производство в более просторные помещения. Мечта о серьезных яхтах не оставляла Расси, и в 1966 году он начал строить первые лодки открытого моря Rasmus 35 по проекту шведского дизайнера Олле Эндерляйна.
Когда в 1972 году Халлберг решил отойти от дел и продать свою верфь, Расси приобрел ее вместе с именем. Халлберг на тот момент был более известным, чем начинающий корабел Расси, поэтому прозорливый Кристоф решил назвать новую компанию Hallberg-Rassy. И продолжил строить яхты, на которых не страшно отправиться в океан…
«Золотая леди»
В небольшом рыбацком поселке Роа недалеко от шведского города Хельсинборга есть морской музей. Одно из центральных мест в экспозиции занимает яхта Golden Lady (Hallberg-Rassy Monsun 31). В 1974 году ее приобрел Курт Бьёрклунд, в прошлом моряк торгового флота, участник морских конвоев, во время Второй мировой войны доставлявших грузы в Мурманск, впоследствии водивший паром между Швецией и Данией. В 1979 году он вышел на пенсию, а спустя год отправился в свое первое одиночное кругосветное путешествие на 31‑футовой яхте, которую назвал Golden Lady.
То плавание проходило «в щадящем режиме», по маршруту, не предполагавшему особых трудностей (если так вообще можно говорить о кругосветных путешествиях). Из Роа Golden Lady отправилась в британский Фалмут, оттуда на Канары, потом через Атлантику в Панаму и по каналу в Тихий океан. Далее были Маркизовы острова, Новая Зеландия, Австралия. Потом через Индийский океан до Африки, вокруг мыса Доброй Надежды до острова Святой Елены, на север до Бермуд и, наконец, обратно в Фалмут и Роа. Все путешествие заняло три года — с 1980‑й по 1983‑й.