Про напиток из цикория
Вы, говорит, много цикорию кладёте да не довариваете. Дайте-ко я! И. Гончаров. Обломов
Настоящая слава к цикорию, скромному лекарственному растению из семейства Астровые, пришла в XVIII веке, когда его обжаренные корни начали использовать в качестве дешёвого заменителя дорогого натурального кофе. Напиток, приготовленный из обжаренного молотого цикория или цикорно-кофейной смеси, распространился сначала в Нидерландах, а затем в Англии, Бельгии, Пруссии и Франции.
В Россию цикорный кофе привезли с собой многочисленные практичные немецкие булочники, сапожники, портные, парикмахеры, слесари и прочий ремесленный люд. Знаток петербургского быта Николай Эдуардович Гейнце, автор более сорока романов и повестей, в романе «Аракчеев» писал: «По воскресеньям же Крестовский остров делался центром сборища всего немецкого петербургского населения, часть которого угощалась в обширном деревянном трактире, находившемся на берегу <…>. Другая же часть публики обыкновенно привозила с собою корзины с различною домашнею провизиею, которые были переносимы с яликов и ялботов на берег различными домочадцами ремесленно-патриархального быта <…>.
Эти таборы покрывали почти весь склон берега, где дымились самовары, кипели кофейники, распространявшие на изрядное пространство запах жжёного цикория…».
Довольно скоро цикорный кофе и его запах проникли в домашний быт небогатого населения российских городов и мелкопоместных дворян. По этой причине возникла необходимость производить обжаренный цикорий в самой России. Начало цикорному промыслу положил выходец из немецкого города Альтенбурга в Тюрингии Йохан Фридрих фон Лаубе. Во времена царствования Екатерины II в 1775 году он купил за 800 рублей поместье Херттуала близ Выборга. Здесь, начиная с 1796 года, фон Лаубе организовал выращивание корневого цикория. На построенной тут же фабрике выкопанные корни цикория мыли, сушили, обжаривали, измельчали и упаковывали. Готовый цикорный кофе продавался в Петербурге. В 1799 году владельцем поместья и цикорного производства стал зять Лаубе, ганзейский коммерсант Йохан Фридрих Хакман, переселившейся в 1777 году из Бремена в Выборг, где со временем стал одним из самых влиятельных людей города1. Эта цикорная фабрика работала непрерывно до 1830 года, пока её не пришлось закрыть из-за падения цен на обжаренный цикорий.
1 Otto-I Meurman. Viipurin pitäjän historia, 1985.
Причиной стало возникновение и развитие массового производства цикория в Ярославской губернии России. Началось с того, что работавший по найму на фабрике Хакмана крестьянин Илья Золотахин из села Поречье Ростовского уезда Ярославской губернии, освоив весь процесс изготовления цикорного кофе от выращивания корней до упаковки готовой продукции и «захватив с собой фунтов пяток семян», вернулся в родное село с намерением самому развернуть данный промысел. Дело оказалось весьма прибыльным. Об этом можно судить по тому, что Илья Золотахин на исходе своей жизни пожертвовал в храм великомученика Никиты в родном Поречье 40 000 рублей на царские врата из литого серебра2. В 1820-е годы выращивание цикория в торговых целях заняло в Поречье прочное место и начало быстро распространяться по окрестным селениям. К середине XIX века корнеплодный цикорий стали выращивать в окрестных сёлах вокруг озера Неро и в соседних губерниях. В самом селе Поречье фабрика братьев Пыховых изготавливала цикорную продукцию, которая в 90-е годы XIX века считалась одной из лучших в России. Краевед Н. П. Столпянский в 1885 году писал: «Цикорий, приготовляемый на этом заводе, есть лучший по своему качеству и добросовестности приготовления»3.
2 Хранилов И. Огородничество в Ростовском уезде ЯГВ. 1851.
3 Столпянский Н. П. Промыслы в селе Поречье-Рыбном Ростовского уезда Ярославской губернии. Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. СПб., 1885.
В 1884 году купец А. П. Селиванов открыл в Ростове паровой цикорный завод, на котором в 1896 году было произведено цикория на 250 718 рублей. В начале XX века это предприятие было оснащено новейшим оборудованием, на девяти обжарочных барабанах которого производилось около 900 пудов (14,5 т) продукции в день. В 1896 году И. А. Вахрамеев основал «Товарищество Ростовского цикорного производства И. Вахромеев и Ко», его продукция была отмечена многочисленными медалями и призами на отечественных и зарубежных выставках.
В Петербурге, Москве и по всей провинциальной России стали торговать двумя видами цикорного кофе. Первый из них изготавливали по традиционной ростовской технологии, второй — по суздальской, изобретённой отставным штаб-лекарем с предпринимательской жилкой Д. П. Моренковым. В 1826 году Моренков представил в Санкт-Петербургское вольно-экономическое общество описание нового способа приготовления цикорного кофе, а затем организовал его производство в Суздале.
В Ростовском уезде после выкапывания корней цикория их мыли и резали тонкими ножами на продольные полосы, затем крошили поперёк на мелкие кубики и сушили на изразцовых лежанках, печах, в ригах и сушильнях. Далее сильно обжаривали над огнём в железных цилиндрах и превращали в порошок, из которого можно было сварить в кофейнике напиток, отдалённо напоминающий по вкусу и запаху натуральный кофе.
Суздальский товар представлял собой слегка обжаренные кубики или круглые палочки цикория, от которых по мере надобности отламывали кусочек и клали в кипяток больше для подкраски, чем для вкуса. В книге В. А. Гиляровского «Москва и москвичи» есть упоминание о том, что этот вид цикория пользовался популярностью у студентов, происходивших из провинциальной бедноты и разночинцев: «Обедали в столовых или питались всухомятку. Вместо чая заваривали цикорий, круглая палочка которого, четверть фунта, стоила три копейки, и её хватало на четверых дней на десять».
По данным краеведа И. И. Хранилова, в Ростовском уезде к середине XIX века работало 29 цикорных фабрик, в которых производилось 57% всей цикорной продукции, выпускавшейся в России4. При этом ежегодный объём производства всех сортов цикория в Ярославской губернии достиг 800 000 пудов (12 800 т)