Гнать волну
Серфинг — самый романтичный и один из самых сложных видов экстремального спорта. К тому же сильно привязанный к географии: во всем мире не больше сотни спотов — мест, где есть правильные волны для серфинга. Получаются они просто: океанская зыбь, встречая на пути препятствие — дно, — поднимается и заворачивается в волну.
Лучшие места для начинающих – песчаные отмели, такие споты называются бич-брейками. В риф-брейках волны образуются на коралловых рифах; такой вариант опаснее, зато и волны там встречаются интересные, в том числе трубчатые. Крайне редкие и дико популярные споты – пойнт-брейки, где океан накатывает на выступающую часть суши, «ломается» и образует очень длинные ровные волны. Самый известный спот последнего типа – пляж Малибу в Калифорнии. Кстати, культовый фильм «На гребне волны» в оригинале так и называется – Point Break.
В России ничего подобного не найти – если, конечно, вы не живете недалеко от Халактырского пляжа на Камчатке. Но покататься на серфе можно и без океана. Для этого понадобится специальный катер для вейксерфинга, который оставляет за собой настоящую серфовую волну. Идея довольно старая: еще в 1950-х годах серферы катались на кильватерной струе за катерами. Потом появились вейкбордеры – бывшие скейтеры, которые решили объединить водные лыжи, серфинг и собственные трюки. Прыжки через кильватерную волну – отличительная особенность вейкбординга. В конце 1990-х этот спорт стал профессиональным, и возник спрос на катера, которые формировали идеальную волну.
Катера «X»
Поначалу использовались слегка модифицированные воднолыжные суда, на которые устанавливалась специальная штанга-тауэр для крепления фала, добавлялись емкости для балласта. Одной из первых специализированные катера стала производить американская компания MasterCraft; ее модели и сейчас, спустя четверть века, считаются стандартом. Главная фишка вейкбордических катеров – уникальные обводы корпуса, дающие широкую и чистую кильватерную струю с гребнем, которая делает возможными высокие прыжки. Также многие суда оборудованы автоматической системой загрузки балласта, закачивающей воду в цистерны на корме. Наиболее продвинутые вейкбордеры научились серфить на кильватерной волне, отпустив фал. Потом пришла идея загрузить один борт лодки и создать из хаотичной волны правильную. А от этого всего один шаг до самостоятельного вида спорта – вейксерфинга. В 1996 году состоялись первые соревнования, и тут же появилась потребность в особом вейксерфовом катере.
Антисудостроение
Предстояло построить настоящее хулиганское судно. Поначалу спортсмены серфили на катерах для вейкбординга, загружая их по максимуму: чем глубже буксировщик сидит в воде, тем больше будет кильватерный след. Зрителей сгоняли на один борт – в этом случае образовывалась более правильная волна. Однако полностью такой катер загрузить не удавалось, и балласт в основном размещался на корме, что приводило к задиранию носа судна, затрудняло обзор капитану и значительно увеличивало расход топлива. Революцию совершила в 2013 году американская компания Nautique со своим Super Air Nautique G23. Это была еще вейкбордическая модель, но с новой системой образования волны Nautique Surf System (NSS). После нажатия двух кнопок благодаря специальным балластным цистернам катер загружался равномерно, а пассажирам не приходилось постоянно перемещаться с борта на борт – волна менялась за несколько секунд. На ежегодном соревновании WakeWorld’s Riders Choice модель взяла две премии – в номинациях «Вейкбордический катер года» и «Вейксерфкатер года», причем последняя появилась впервые. Super Air Nautique G23 сразу получил статус элитного буксировщика и стал официальным судном чемпионата США по вейксерфингу. С тех пор он прочно удерживает свои позиции.