Людовик, или История распада
Быть сыном и наследником одного из творцов мировой истории нелегко. Как сохранить то, что достигнуто им? Как продолжить его дело? Как превзойти отца? Людовик, сын Карла Великого, пытался укрепить созданную отцом империю. Но ему довелось стать свидетелем ее распада, который сопровождался кровопролитной гражданской войной.
Людовик, прозванный потомками «Благочестивым», родился летом 778 года в Шаснёе, к востоку от Пуатье. Когда ему исполнилось три года, отец послал его «править Аквитанией». По замыслу Карла, номинальное правление его малолетнего сына должно было наконец примирить знатных аквитанцев с франками, покорившими их страну. Людовик был воспитан в аквитанских традициях, носил местную одежду, понимал язык, на котором здесь все говорили, – тот представлял собой смесь галло-римского языка, то есть искаженной латыни, с готским наречием.
«Ребенок-король» рос очень набожным. Таким же он оставался до последних своих дней. Его биограф, Астроном (личность его так и не была установлена историками), сообщил, что за свою жизнь Людовик восстановил или основал не менее 25 монастырей, которые теперь, «словно свечи, освещают аквитанское королевство». В своей книге он приводит их список («Жизнь императора Людовика», гл. 19).
Этот сын во многом отличался от отца. Он был человеком кротким, серьезным, богобоязненным. Известно, что, молясь в церкви, он, словно монах, бился лбом об пол и плакал при этом. Кроме того, он старался никогда не улыбаться и не смеяться. Его биограф Теган пишет: «…Он ни разу не показал в смехе свои ослепительно-белые зубы» («Деяния императора Людовика», гл. 19).
Коронация в Аахене
Его отец, впрочем, не спешил объявлять Людовика своим наследником даже после ранней смерти его старших братьев – Пипина Итальянского и Карла Юного.
Конечно, у Людовика было много достойных качеств, необходимых монарху. Он был рослым, статным, крепким мужчиной; он отлично стрелял из лука, безупречно владел копьем, был страстным охотником. Но люди из ближайшего окружения Карла Великого по-прежнему не видели в нем будущего императора. Он был хорошим человеком, но не был государственным мужем.
Кроме того, противники Людовика не одобряли его близость к клирикам. Они полагали, что, став императором, тот будет прислушиваться к советам своих церковных друзей – править страной в угоду им, в рамках их понимания. Его политический кругозор, похоже, был таков, как у провинциального аббата, живущего на окраине империи, а не как у императорского сына, готового ставить себе самые великие цели. От его прихода к власти выиграет лишь церковь. Людовик будет основывать всё новые монастыри и впустую раздаривать им земли.
Похоже, что некоторые из людей, приближенных к Карлу Великому, готовы были посоветовать состарившемуся монарху лишить наследства своего последнего сына и передать власть над империей кому-то другому, более достойному лицу.
Людовик был нелюбимым сыном Карла Великого. Император долго колебался, обдумывал, выбирал, но в 813 году, за полгода до смерти, все-таки призвал его к себе. Незадолго до этого Карл поранился на охоте. Уже его близкие боялись за его жизнь. Следовало отдать последние важные распоряжения и выбрать наследника, чтобы не обречь государство на гражданскую войну. Тогда Карл и сделал свой выбор.
Людовик приехал в Аахен. Советники императора встретили его с «холодной сдержанностью», как выразился немецкий историк Рудольф Шиффер (R. Schieffer. «Die Karolinger», 2014).
Известны два противоречащих друг другу описания коронации Людовика. По сообщению Тегана, Людовик самолично взял корону. «Тогда отец повелел ему, чтобы он собственными руками взял корону, которая стояла на алтаре, и возложил на свою голову, вспоминая все данные ему отцом повеления» (Теган. «Деяния императора Людовика», гл. 6). По другой версии, корону на голову сына возложил отец. Как пишет Астроном, Карл Великий «дал ему все наставления, какие счел необходимыми: как ему жить, царствовать, управлять королевством и блюсти закон; наконец, он увенчал его короной» («Жизнь императора Людовика», гл. 20).
Оба биографа не расходятся в одном. Отец обратился с напутственной речью к сыну, коему вскоре доведется в одиночестве править громадной империей. Он призвал Людовика осторожно выбирать себе помощников, назначать на важные должности только верных людей, которые никогда не предадут. Говорил он и о том, что долг императора – защищать церковь (разумеется, сыну это было понятно и близко), проявлять милость к людям бедным и заботиться о своих родных (тут заждавшийся власти Людовик покажет себя во всей красе).
Вот как выглядит эта речь в пересказе Тегана: «…Он [Карл Великий] обратился к нему [Людовику] в присутствии всего множества своих епископов и знатнейших аристократов, увещевал его прежде всего любить и бояться всемогущего Бога, во всем следовать Его заповедям, управлять церквями Божьими и защищать [их] от дурных людей. [По отношению] к сестрам своим и младшим по рождению братьям (речь идет о его незаконнорожденных братьях – Дрого, Хуго и Теодерихе. – А. В.), и племянникам, и всем своим родственникам он предписал ему всегда проявлять неизменное сострадание. […] Он не должен был никого лишать чести без разбирательства и сам во всякое время перед Господом и всем народом представал бы безупречным» («Деяния…», гл. 6).
Выслушав все это, тридцатипятилетний сын бодро, как отрок, призванный к ответу, молвил: «Рад повиноваться твоим приказам и с Божьей помощью выполнять все заповеди!» Несомненно, Людовик ненавидел своего старого отца.
Въезд
Осчастливленный императором, он отправился в Аквитанию. Этот родной уголок, эту нору, где пестовались его страсти, он покинул, только мысленно попрощавшись с отцом, в феврале 814 года, – после его кончины. Целый рой верных людей потянулся тогда с Людовиком из Аквитании. Победители, они перебрались через Орлеан, Париж и прибыли в Аахен. С Людовиком были его домочадцы, советники, приближенные. Теперь все места на вершине власти заняли они. Старых советников императора Карла стряхивали оттуда, как перезревшие плоды.
Переселился вслед за монархом, податливым к его просьбам, и реформатор монашеской жизни Бенедикт Анианский (750—821). Еще в 782 году Витица, сын вестготского графа, принявший имя Бенедикт, основал под Монпелье Анианский монастырь, ставший оплотом аскезы. Юный Людовик неизменно прислушивался к его мнению и следовал его советам. Реформа монашеского общежития, начатая Бенедиктом, со временем охватила всю державу франков. С 802 года бенедиктинский устав стал обязательным для франкских монастырей. Теперь же, осев в окрестности имперской «столицы», Бенедикт Анианский стал руководить Людовиком из Инденского монастыря, основанного к югу от Аахена.
Уже через два года после начала царствования Людовик короновался вновь. Как известно, папа римский не присутствовал при его коронации в 813 году. Ему только сообщили об этом. Сын, не желавший ни в чем уступать отцу, добился того, чтобы новый папа Стефан IV (816—817) короновал его уже как полновластного императора.