Я люблю людей. О спектакле «Мизантроп и я» на сцене РАМТа
В Российском академическом молодежном театре состоялась премьера спектакля «Мизантроп и я» в постановке Екатерины Половцевой. Он идет в очень камерном пространстве — на Малой сцене, приютившейся высоко под самой крышей здания на Театральной площади. У команды театра получилось высказывание о мире закулисья и двойственной природе актерской профессии.
Режиссер Екатерина Половцева переместила действие пьесы Мольера «Мизантроп» на съемочную площадку. Действующие лица — актеры, которые играют роли в кино по «Мизантропу», и съемочная группа: гримеры, осветитель, оператор. Есть и режиссер, названный тут Всевышний: зритель слышит его голос, делающий замечания и раздающий указания. Глас Всевышнего, грубоватый, властный, резкий и всегда неожиданный, управляет актерами, как марионетками. Он вершит их актерские судьбы, кого-то превознося, кого-то срезая на корню. Но он управляет только их карьерами, никак не личной жизнью.
Художник Эмиль Капелюш разделил пространство на две части: на авансцене — бытовая обстановка, эдакий «предбанник», отгороженный от «съемочной площадки» портьерой, где по центру стоит большой диван, а сбоку — гримерные зеркала. Как только портьера раздвигается, мир как будто преображается. Полумрак, освещенный подсвечниками, герои в исторических костюмах — происходит чудо преображения. Но и эта красота оказывается мнимой, потому что именно там, в храме искусства, за спиной у снимающихся происходят баталии, плетутся интриги, строятся козни.
Прием «театра в театре» — пусть речь и идет о кино — отнюдь не нов, да и изнанка актерской кухни тоже не раз выносилась на суд зрителей, но в данном случае этот прием работает особым образом.
Почти все актеры тут носят свои настоящие имена: Альцеста играет Максим Керин — в спектакле его зовут Макс, Селимену играет Мария Рыщенкова — в спектакле ее зовут Мария, Оронта играет Денис Баландин — в спектакле он Денис Сергеевич. Таким образом, возникает сразу три игровых поля, три уровня постановки: первый — взаимоотношения членов съемочной группы, второй — собственно перипетии пьесы Мольера и, наконец, третий — реальная жизнь артистов РАМТа. Третий уровень — в общем не смыслообразующий,