Ринат Волигамси: сюрреалистический фотореализм

WeekendКультура

Живопись по стойке смирно

Ринат Волигамси: сюрреалистический фотореализм

Текст: Анна Толстова

«По аллее», 2010. Фото: Ринат Волигамси

Уфимскому художнику Ринату Волигамси (род. 1968) уже лет двадцать подряд снится абсурдистский сон о позднесоветской армейско-барачной цивилизации, полный дурных предзнаменований. Сон этот он пересказывает зрителю в монохромных картинах и скульптурах, напоминающих пожухлым колоритом старую фотографию, но начисто лишенных какого-либо ностальгического флера.

Ринат Волигамси (ананим фамилии Исмагилов) проснулся знаменитым лет через десять после того, как получил Государственную премию Российской Федерации,— правда, сам он, в искусстве дистанцирующийся от всего официального и государственного, рассказывать об этом не любит, а награду иронично называет «Государыней». Тут на удачу сошлось несколько обстоятельств. Во-первых, был закончен «Неофициальный альбом» (2005–2006), мокументальная фотобиография Сергея Ульянова, ленинского брата-близнеца, бежавшего из Советской России и вычеркнутого из официальной советской истории,— фальсификатора, изготовившего подделку с фантастической убедительностью, предательски выдавало обэриутское остроумие. Во-вторых, был готов сайт художника, в те годы еще не обласканного вниманием важных галерей и коллекционеров. В-третьих, на сайте — по совету друга, занимавшегося его разработкой,— было написано, что ссылка на материалы сайта обязательна. «Комсомолка» сослалась — вскоре вместе с интернет-славой пришел институциональный успех, биеннале в Новосибирске и Красноярске, «Белые ночи» в Перми, «Арт-Москва» и прочие радости столичной жизни. Дело, конечно, было не только в сайте и интернет-революции, сократившей для художников с окраин империи путь в метрополию, дело было в самом «Неофициальном альбоме», с которого началась новая страница в искусстве Волигамси.

«На прогулке», 2013. Фото: Ринат Волигамси
«В штабе», 2012. Фото: Ринат Волигамси

Волигамси родился на юге Башкирской АССР, в рабочем поселке Ермолаево, в татарско-башкирской семье. Представителей творческих профессий в роду не было, но отец увлекался каллиграфией, дядья с отцовской стороны — резьбой по дереву и чеканкой, так что подростку, изрисовавшему в доме все что можно, в конце концов купили масляные краски и выписали журнал «Юный художник», по которому он самостоятельно готовился поступать в Оренбургское художественное училище. Экзамены провалил, был в полном отчаянии, но по совету родителей поступил на архитектурно-строительный факультет Уфимского нефтяного института, выучился на архитектора и почти десять лет проработал в различных бюро, занимаясь реконструкцией и проектированием в Башкортостане и на Южном Урале, в частности — в Златоусте. С Златоустом и связана его «Государыня», но не в области архитектуры, а в области дизайна: отправившись на Златоустовскую оружейную фабрику трудоустраивать жену-художницу, рисующий на досуге архитектор неожиданно трудоустроился сам — Бажов попутал, романтика уральских народных промыслов захватила, и ремесло златоустовской гравюры на стали было освоено на таком уровне, что в 1994-м в составе коллектива художников-граверов и мастеров-оружейников он получил свою Госпремию за коллекцию наградного холодного оружия. В Златоусте в 1995 году прошла первая персональная выставка художника Волигамси.

«Дом», 2016. Фото: Ринат Волигамси
«В условиях зимы 1», 2009. Фото: Ринат Волигамси

Ни архитектурная практика, ни златоустовское ремесло не смогли отвадить его от живописи и рисования, где он, вечерний и воскресный художник, с юности, по его собственным словам, испорченный сюрреализмом, шел на ощупь, каким-то своим особым путем. Книжный западный сюрреализм, знакомый по альбомам, просочившимся сквозь железный занавес в перестроечные годы, накладывался на сюрреализм позднесоветский, умеренно фрондерский, практиковавшийся художниками, которые пусть и не были учителями Волигамси в прямом, школьном смысле, но оказали не него большое влияние. В Уфе это был академик, заслуженный и народный художник республики Сергей Краснов, поклонник позднего, «атомного» Дали, мастер фантастических пейзажей с историософской программой. Одного взгляда на opus magnum академика, триптих «Азбука геноцида» (1987), где границы империи, увиденные в «аэрокосмическом» ракурсе, охраняют гигантские звездчатые пирамиды, достаточно, чтобы понять, что «звезды» и «мавзолеи» Волигамси, бывшего завсегдатаем красновской мастерской, прочно укоренены в почве башкирского искусства. В Москве — а Волигамси старался по возможности ездить в столицу на выставки и ярмарки — его поддерживал другой академик и заслуженный, председатель Творческого союза художников России Константин Худяков, сразу одобривший идею «Неофициального альбома».

«Обереги вдоль государственной границы», 2022. Фото: Ринат Волигамси

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По праву слабого По праву слабого

Что понял о жизни писатель и лагерник Юрий Домбровский

Weekend
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Игровые автоматы Игровые автоматы

«Морской бой» – это не только артефакт, но и портал в детство

Правила жизни
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Это надо не видеть Это надо не видеть

Насколько идея создания человека-невидимки фантастична?

Вокруг света
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Принесенные ветром Принесенные ветром

Как Александр Волков перенес американскую волшебную страну на советскую почву

Weekend
Пэтфуд как бизнес Пэтфуд как бизнес

Как идет импортозамещение на рынке кормов для непродуктивных домашних животных

Агроинвестор
Ностальгия по великому: 4 самые крутые гидростройки СССР Ностальгия по великому: 4 самые крутые гидростройки СССР

Как решить, какую стройку считать великой, а какую нет?

ТехИнсайдер
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Как быстро и компактно упаковать вещи: 7 советов стюардессы с 16-летним опытом Как быстро и компактно упаковать вещи: 7 советов стюардессы с 16-летним опытом

Советы бортпроводницы помогут ничего не забыть и обойтись минимумом вещей

ТехИнсайдер
Выход в «Космос»: как живет легендарная гостиница в холдинге, созданном Евтушенковым Выход в «Космос»: как живет легендарная гостиница в холдинге, созданном Евтушенковым

Строительство сети начиналось с легендарной советской гостиницы «Космос»

Forbes
«Министерство неджентльменских дел»: почему фильм Гая Ричи проигрывает Тарантино «Министерство неджентльменских дел»: почему фильм Гая Ричи проигрывает Тарантино

Как долгожданный экшен британского режиссера пытается развлекать зрителя

Forbes
Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка» Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка»

Как надо строить роботов-гладиаторов

ТехИнсайдер
Как преодолеть трудности в семейных отношениях: разбор четырех частых ситуаций Как преодолеть трудности в семейных отношениях: разбор четырех частых ситуаций

Разбор четырех случаев конфликтов, из которых мы можем извлечь полезные выводы

Psychologies
Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться

Почему люди в барах напиваются и пристают к гостям и как этого избежать

СНОБ
5 фактов о деле Люси Летби — медсестре, убившей как минимум семерых младенцев 5 фактов о деле Люси Летби — медсестре, убившей как минимум семерых младенцев

Зачем медсестра пошла на такое ужасное преступление?

Psychologies
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Утопия Богданова не стала образцом для общества, но его романы перечитывали

Наука и жизнь
Открыть в приложении