Ринат Волигамси: сюрреалистический фотореализм

WeekendКультура

Живопись по стойке смирно

Ринат Волигамси: сюрреалистический фотореализм

Текст: Анна Толстова

«По аллее», 2010. Фото: Ринат Волигамси

Уфимскому художнику Ринату Волигамси (род. 1968) уже лет двадцать подряд снится абсурдистский сон о позднесоветской армейско-барачной цивилизации, полный дурных предзнаменований. Сон этот он пересказывает зрителю в монохромных картинах и скульптурах, напоминающих пожухлым колоритом старую фотографию, но начисто лишенных какого-либо ностальгического флера.

Ринат Волигамси (ананим фамилии Исмагилов) проснулся знаменитым лет через десять после того, как получил Государственную премию Российской Федерации,— правда, сам он, в искусстве дистанцирующийся от всего официального и государственного, рассказывать об этом не любит, а награду иронично называет «Государыней». Тут на удачу сошлось несколько обстоятельств. Во-первых, был закончен «Неофициальный альбом» (2005–2006), мокументальная фотобиография Сергея Ульянова, ленинского брата-близнеца, бежавшего из Советской России и вычеркнутого из официальной советской истории,— фальсификатора, изготовившего подделку с фантастической убедительностью, предательски выдавало обэриутское остроумие. Во-вторых, был готов сайт художника, в те годы еще не обласканного вниманием важных галерей и коллекционеров. В-третьих, на сайте — по совету друга, занимавшегося его разработкой,— было написано, что ссылка на материалы сайта обязательна. «Комсомолка» сослалась — вскоре вместе с интернет-славой пришел институциональный успех, биеннале в Новосибирске и Красноярске, «Белые ночи» в Перми, «Арт-Москва» и прочие радости столичной жизни. Дело, конечно, было не только в сайте и интернет-революции, сократившей для художников с окраин империи путь в метрополию, дело было в самом «Неофициальном альбоме», с которого началась новая страница в искусстве Волигамси.

«На прогулке», 2013. Фото: Ринат Волигамси
«В штабе», 2012. Фото: Ринат Волигамси

Волигамси родился на юге Башкирской АССР, в рабочем поселке Ермолаево, в татарско-башкирской семье. Представителей творческих профессий в роду не было, но отец увлекался каллиграфией, дядья с отцовской стороны — резьбой по дереву и чеканкой, так что подростку, изрисовавшему в доме все что можно, в конце концов купили масляные краски и выписали журнал «Юный художник», по которому он самостоятельно готовился поступать в Оренбургское художественное училище. Экзамены провалил, был в полном отчаянии, но по совету родителей поступил на архитектурно-строительный факультет Уфимского нефтяного института, выучился на архитектора и почти десять лет проработал в различных бюро, занимаясь реконструкцией и проектированием в Башкортостане и на Южном Урале, в частности — в Златоусте. С Златоустом и связана его «Государыня», но не в области архитектуры, а в области дизайна: отправившись на Златоустовскую оружейную фабрику трудоустраивать жену-художницу, рисующий на досуге архитектор неожиданно трудоустроился сам — Бажов попутал, романтика уральских народных промыслов захватила, и ремесло златоустовской гравюры на стали было освоено на таком уровне, что в 1994-м в составе коллектива художников-граверов и мастеров-оружейников он получил свою Госпремию за коллекцию наградного холодного оружия. В Златоусте в 1995 году прошла первая персональная выставка художника Волигамси.

«Дом», 2016. Фото: Ринат Волигамси
«В условиях зимы 1», 2009. Фото: Ринат Волигамси

Ни архитектурная практика, ни златоустовское ремесло не смогли отвадить его от живописи и рисования, где он, вечерний и воскресный художник, с юности, по его собственным словам, испорченный сюрреализмом, шел на ощупь, каким-то своим особым путем. Книжный западный сюрреализм, знакомый по альбомам, просочившимся сквозь железный занавес в перестроечные годы, накладывался на сюрреализм позднесоветский, умеренно фрондерский, практиковавшийся художниками, которые пусть и не были учителями Волигамси в прямом, школьном смысле, но оказали не него большое влияние. В Уфе это был академик, заслуженный и народный художник республики Сергей Краснов, поклонник позднего, «атомного» Дали, мастер фантастических пейзажей с историософской программой. Одного взгляда на opus magnum академика, триптих «Азбука геноцида» (1987), где границы империи, увиденные в «аэрокосмическом» ракурсе, охраняют гигантские звездчатые пирамиды, достаточно, чтобы понять, что «звезды» и «мавзолеи» Волигамси, бывшего завсегдатаем красновской мастерской, прочно укоренены в почве башкирского искусства. В Москве — а Волигамси старался по возможности ездить в столицу на выставки и ярмарки — его поддерживал другой академик и заслуженный, председатель Творческого союза художников России Константин Худяков, сразу одобривший идею «Неофициального альбома».

«Обереги вдоль государственной границы», 2022. Фото: Ринат Волигамси

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это мой город Это мой город

Признания в любви Петербургу и прочие практические советы

Weekend
8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект 8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект

Какие ритуалы стоит добавить в свою рутину, чтобы стать умнее

Maxim
Пережившие века Пережившие века

Обережные символы и представления о прекрасном, вшитые в традиционные ремесла

Вокруг света
Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили

Стоит ли отказываться от покупки автомобиля, побывавшего в воде?

РБК
Экспансия из рая Экспансия из рая

Кто первым и зачем покинул океан

Вокруг света
Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему

Героини, которые давали фору хакерам-мужчинам

Forbes
«Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века» «Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века»

Как иезуиты помогли изучению неевропейских языков

N+1
Зерно тщеславия Зерно тщеславия

Как провалились американские санкции против СССР

Деньги
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать

Как именно работает искусственный интеллект в финансовом секторе

Inc.
Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства» Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства»

Как построить идеальную школу в реальных обстоятельствах

Монокль
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать

Генпродюсер YBW — о будущем «Папиных дочек» и стратегии компании

Ведомости
Город, который дает то, что нужно Город, который дает то, что нужно

Размышления москвича Григория Туманова о магии Петербурга

СНОБ
Типы матриц телевизоров: выбираем лучшую Типы матриц телевизоров: выбираем лучшую

Матрицы телевизоров: как в них не запутаться и какой тип выбрать?

CHIP
Обойти на повороте Обойти на повороте

Как на самом деле России догнать и перегнать Америку

Деньги
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам

Как импульсивные покупки из любопытства меняют рынок современного искусства

Forbes
В Словакии обнаружили средневековое золотое кольцо с корундом со Шри-Ланки В Словакии обнаружили средневековое золотое кольцо с корундом со Шри-Ланки

Археологи описали необычное золотое кольцо, найденное в словацком городе Зволен

N+1
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Хорошо сидим Хорошо сидим

Как правильно выбрать стул для рабочего места дома

Лиза
Лучшие сериалы про мафию Лучшие сериалы про мафию

Сериалы про мафию: на тот случай, если вы устали пересматривать «Бригаду»

Maxim
Как развивать российское производство в эпоху потрясений? Как развивать российское производство в эпоху потрясений?

«Армед»: от перепродажи из Китая до собственного производства медтехники в РФ

Монокль
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Нет денег – нет детей Нет денег – нет детей

Почему продолжается снижение уровня рождаемости в мире?

Ведомости
Наши на Западе: как Америка влюбилась в венгерские «Икарусы» Наши на Западе: как Америка влюбилась в венгерские «Икарусы»

Ikarus – история автобусов, которые лидировали одновременно и в СССР, и в США

ТехИнсайдер
По времени и пространству По времени и пространству

Добавляем пять книжных путешествий в летний ритм жизни

Seasons of life
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении