Современные антипапы: игра святых престолов
Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева
«Нет церкви без папы»,— бесконечно повторял католицизм. Идея папства как залога церковного единства неоднократно приводила к парадоксальному результату: те, кто не поддерживал текущего понтифика, пытались выстроить параллельную структуру со своим собственным папой и своими кардиналами. И даже сейчас, хотя времена Великой схизмы позднего Средневековья давно миновали, в мире есть несколько человек, претендующих на то, что они-то — самые настоящие папы, в отличие от того, который сидит ныне в Риме.
Справка. Слово «антипапа» формально принято употреблять по отношению к «альтернативным» понтификам давнего времени — III–XV веков. Однако в XX столетии возник ряд новых группировок, обвинявших Ватикан в ереси и объявивших престол св. Петра вакантным (так называемый «седевакантизм») — а потому выдвинувших своих собственных претендентов на папский трон. О всемирной влиятельности этих групп говорить трудно (большая их часть крайне малочисленна), но как феномен религиозного и общественного сознания «антипапы» новейшего времени представляют безусловный интерес.
Любая «революция сверху» — вещь обоюдоострая: одни будут жаловаться, что, мол, это все равно только жалкий компромисс, другие — ужасаться сотрясению основ. «Революция сверху» в церкви — тем более. Протест против объявленных наверху перемен здесь так и норовит принять самую драматическую, возвышенно-мистическую окраску: а ну как с этими переменами уже нельзя будет спасти свою душу.
Когда II Ватиканский собор (1962–1965) предложил церкви программу всесторонней модернизации, исключения не случилось. Программа так называемого «аджорнаменто» (обновления, «приспособления к сегодняшнему дню») тоже встретила заметное недовольство, и главным триггером этого недовольства — опять не новость — стала богослужебная реформа с радикальнейшей переменой привычного обряда. Другое дело, что единым и сколько-нибудь монолитным бунтом это недовольство не стало; недовольные по большей части ворчали по углам или тихо объединялись по интересам. Был, правда, архиепископ Марсель Лефевр, основатель влиятельнейшего сообщества традиционалистов-«старообрядцев»,— но и он, не признавая решений Второго Ватиканского собора, формально с папством все-таки не рвал.
Нашлись, однако, приверженцы более радикального взгляда на вещи. Мол, папы Иоанн XXIII (созвавший собор) и Павел VI (осуществивший предложенную собором литургическую реформу) — не просто зловредные марионетки в руках масонов и коммунистов; они впали в «ересь модернизма», сознательно сдали оборону «духу века сего», а потому они и не папы вовсе. Все, что делали они или их преемники, не имеет для истинного католика никакого значения, поскольку на самом деле с момента смерти Пия XII (1958) святой престол пустует (sede vacante; отсюда и название такого образа мыслей — «седевакантизм»).
Цитата. «...Всеобщее отступничество Римской церкви достигло предела, и она перестала быть истинной Церковью Христовой. Отступничество увлекло за собой почти всех верных католиков, кроме тех, что остались верны истинному церковному учению... На отступническом римском престоле сменяли друг друга антипапы, лжепастыри, и среди них — антипапа Иоанн Павел II, хищный зверь, зловреднейший проповедник ересей и прочего нечестия». (Из послания пальмарианского антипапы Петра III, 2018)