Алгоритмы желанности
Двести лет назад люди выбирали партнеров в ближайшей деревне из нескольких подходящих по возрасту и положению женихов или невест. Сто лет назад — из десятков и сотен городских жителей. Сегодня «Тиндер» открывает нам тысячи и десятки тысяч возможностей. Помогает ли это обрести идеальные отношения, разбирается секс-колумнист Ольга Нечаева
Поиск сексуального партнера — тема, волнующая не только участников собственно поиска, но и ученых. Две самых известных теории в этой области пришли из эволюционной биологии и социальной психологии. Первая — это ассортативная гипотеза спаривания, доказавшая, что люди чаще склонны выбирать себе партнеров близкого генотипа и фенотипа (раса, национальность, внешний вид, вес и рост), культурного и социального круга (уровень образования, дохода, социальной страты). Параллельно существует теория родительских инвестиций. Согласно ей пол, на который ложится бремя заботы о потомстве, более избирателен и нацелен на формирование долгих отношений с ресурсным партнером, способным обеспечить потомство. Кстати, именно формирование стойких пар объясняет феномен эволюционно развившейся «женской расширенной сексуальности» — открытости к сексу не только в момент фертильности, наблюдающейся у некоторых видов, в том числе у людей.
Получается, что наш «рынок сексуальных партнеров» управляется двумя основными силами: с одной стороны, мы притягиваемся к себе подобному, с другой — конкурируем за внимание потенциально лучшего для нас партнера. 21-й век дал возможность оценить эту динамику в цифрах — благо сайты знакомств предоставляют массивы данных о том, кого, как и почему мы выбираем.
Элизабет Брач, профессор социологии Университета Мичиган, провела одно из самых крупных исследований в этой области. В нем были подробно рассмотрены данные и поведение 186 тысяч пользователей бесплатного сайта знакомств. Количественная алгоритмическая оценка профилей, их деятельности и популярности позволила исследователям впервые расставить сотни тысяч ничего не подозревающих одиноких мужчин и женщин в порядке «востребованности». Далее, соотнеся уровень в иерархии востребованности, исследователи обнаружили несколько интересных закономерностей:
— Востребованность мужчин и женщин по возрасту имеет прямо противоположную тенденцию: наиболее востребованы женщины в 18 лет, и далее их кривая плавно и медленно снижается всю жизнь. У мужчин же востребованность плавно растет с 18 до 40, держится ровно до 50 лет, а потом начинает снижаться.