Космические тоннели
Кротовые норы едва ли не единственная наша надежда более или менее свободно перемещаться по вселенной. Но пока что астрофизики лишь предполагают существование таких странных объектов, пытаясь отличить их от злых братьев – черных дыр.
С тех пор как выяснилось, что разгон космического корабля до световой скорости потребует бесконечного количества энергии, на межзвездных экспедициях можно было бы поставить крест. Пространства Вселенной настолько обширны, что на путешествие из одной точки к другой даже у излучения могут уйти миллиарды лет. До не столь уж далекого центра Млечного Пути фотону добираться 26 тыс. лет, а ведь быстрее, чем фотон, перемещаться невозможно...
Такие безрадостные выводы вытекают из специальной теории относительности Эйнштейна. Однако появившаяся следом за ней общая теория относительности (ОТО) подарила надежду на то, что однажды мы все-таки сможем перемещаться в самые далекие уголки пространства – а заодно и времени.
В самом деле, с появлением ОТО изменилось само понимание пространства и времени, которые слились в единый континуум. Космос перестал быть безучастной вечной и неподвижной сценой, на которой разворачиваются события жизни Вселенной. Пространство-время оказалось динамичным: под действием массы (и энергии) оно способно искривляться, деформироваться, разрываться и склеиваться вновь. В экстремальных случаях уравнения Эйнштейна предсказывают существование компактных объектов с огромной гравитацией и сильно искаженной метрикой пространства-времени. Даже свет движется слишком медленно, чтобы выкарабкаться из этой ямы.
Добрые братья черных дыр
Но в ОТО возможны и другие виды компактных экстремальных объектов. Еще в 1935 году Эйнштейн и Натан Розен показали, что воронка пространства-времени может не уходить в бесконечную глубину сингулярности, а продолжаться тоннелем с выходом в другом районе космоса. Такие кротовые норы способны соединять между собой сколь угодно удаленные области пространства-времени – как прогрызенный червем ход в яблоке соединяет его противоположные стороны – или даже пространства разных Вселенных. И если «мост Эйнштейна – Розена» непроходим даже теоретически, то некоторые другие виды кротовых нор могут быть вполне доступны для отдельных частиц, а то и фантастических звездолетов будущего.