«Не хочу быть как родители»: ищем для себя новую ролевую модель
Порой мы понимаем, что семейный сценарий и модели поведения, принятые среди наших близких, нам не подходят. Нам становится тесно в этих узких рамках, и мы выходим на поиски тех, на кого хотели бы равняться. Как выбрать подходящий образец для подражания, чему мы можем научиться у других и почему не стоит бездумно копировать чужой образ?
Иногда нам кажется, что мы живем как в кино и его сценарий нам крайне знаком. И не зря: наш жизненный сценарий основывается на ранних детских переживаниях, вызванных психологическими травмами, родительских установках, их представлениях о «можно» и «нельзя». Этот план включает некие бессознательные схемы, инструкции о том, как надо действовать, чтобы выжить. В нем есть и представление о родительских ролевых моделях: мама вела себя с папой определенным образом, а ребенок неосознанно повторяет паттерны близких людей.
Мы взрослеем, время идет, и те схемы, что работали в прошлом, сегодня уже не актуальны. То, что подходило нашим родителям, нам может только мешать. Детские штанишки начинают давить, жмут, ведь мы из них вырастаем. А вырастая и меняясь, человек вынужден корректировать и свое поведение. Так краб меняет панцирь, стенки желудка, пищевода и кишечника. Чтобы расти дальше, ему необходимо избавиться от прежних форм, в противном случае он просто погибнет.
Не всегда родительское поведение может послужить нам хорошим примером. Многие мои клиенты рассказывают, как замечают, что ведут себя подобно собственным матерям. Но ведь им это так не нравилось в детстве! Они себе говорили: «Я никогда не буду такой, как она...» А теперь повторяют за мамой точь-в-точь. Испытывают отвращение, но повторяют.
Прощаясь с негативным сценарием и неэффективными ролевыми моделями, человек как будто прощается и с родительским авторитетом. Заданная в свое время семейной системой роль перестает быть актуальной: «Я больше не хочу быть как они».
Это болезненный процесс, ведь старый мир разрушен, а новый пока не образовался. Перерезав «пуповину» собственными руками, человек понимает: родители — обычные люди. Не боги, но и не чудовища. С кого теперь брать пример? Что строить на месте обломков?