Как Конан Дойл стал Шерлоком Холмсом, расследовал загадочное убийство и исправил одну из крупнейших судебных ошибок XX века
И оправдал невиновного! Шерлок им бы гордился.
Эта загадочная история началась 21 декабря 1908 года. Жила-была в городе Глазго, Шотландия, богатая старушка по имени Марион Гилкрист 82 лет отроду. Довольно внушительное состояние она получила в наследство от отца. Заплатить за это Марион пришлось недешево: она полжизни ухаживала за папенькой, замуж так не вышла. Кстати, щедро оделив Марион, мистер Гилкрист таким образом обделил и обидел других наследников, сей факт сыграет свою роль в этом деле, мы к нему еще вернемся.
Характера мисс Гилкрист была непростого, да и прихварывала порядком, так что жила затворницей. Из дома почти не выходила. Компанию ей составляла только юная, немногим за 20, горничная Хелен Ламби. Девушка поступила на службу незадолго до случившегося, запомним и эту подробность.
Единственной страстью одинокой старой дамы были драгоценности. Их у нее было порядком — дома хранилось аж на 3 000 фунтов, что по тем временам было суммой весьма внушительной
Обитала Марион Гилкрист в собственном доме, который стоял в добропорядочном и недешевом районе. Сама она занимала второй этаж, а первый и третий сдавала. Еще одна значительная деталь: на всех трех этажах были отдельные входы.
И вот что еще важно отметить: к тому времени, когда стряслось то, что стряслось, на третьем этаже никто не жил: прошлые арендаторы выехали, а новый еще не вселился.
Это была предыстория. Теперь сама история! Итак, роковой вечер 21 декабря. Марион Гилкрист дала горничной два поручения — сходить за вечерней газетой и купить кое-каких продуктов в лавочке. Ассигновано было 3 пенни на прессу и полсоверена на съестное. Отчего-то девица Ламби решила выполнить наказ не сразу, а в два захода. Сперва взяла три пенни и отправилась за газетой. А деньги на лавочку оставила на столике в комнате хозяйке.
Вернувшись через 10-15 минут с газетой, она увидела стоящего в дверях одного из жильцов первого этажа, музыканта по фамилии Адамс. И тот сообщил ей, что несколько минут назад услышал наверху странный шум и три удара об пол. И все это ему очень не нравится! Оказывается, хозяйка дома договорилась с ним, что если ей когда-нибудь будет нужна помощь, она стукнет три раза. Так что, услышав троекратный стук, он пошел узнать, что стряслось.
Они поднялись на второй этаж и увидали, что дверь в квартиру мисс Гилкрист распахнута. Весьма странно, поскольку хозяйка всегда держала дверь закрытой. У нее даже было специальное приспособление — проволочный рычаг, чтобы закрывать или открывать входную дверь из своей комнаты. Адамс и горничная вошли, а навстречу им из спальни пожилой даму вышел довольно молодой человек, одетый как джентльмен. До них он дошел совершенно спокойно, миновал их, не выказав волнения, и только очутившись на лестнице, пустился бежать.
Марион Гилкрист она нашли в спальне на полу, женщина была мертва. Верхняя часть тела — голова и грудь — были достаточно сильно повреждены и залиты кровью. Адамс бросился за полицией.
После обыска выяснилось, что и полсоверена, лежавшие на видном месте, и безделушки, стоявшие в поле зрения, и та самая коллекция драгоценностей на три тысячи фунтов — все на месте. Единственная пропажа — бриллиантовая брошь ценой 50 фунтов. Гилкрист частенько ее носила, поэтому украшение всегда лежало под рукой. И еще одна подозрительная странность: шкатулка с письмами и деловыми бумагами была разорена, создавалось ощущение, что их читали, в них что-то выискивали.
Полиция засучила рукава и принялась за поиски преступника. Опрошенные соседи вспомнили, что незадолго до убийства замечали на улице хорошо одетого молодого человека, который подолгу наблюдал за домом жертвы. И при этом старался не светить свое лицо.
Долго ли, коротко ли, в поле зрения полиции попадет некий Оскар Джозеф Слейтер. По всему — подозрительный тип! Эмигрант, уроженец Германии, выходец из небогатой еврейской семьи, он покинул родину и несколько поскитался по свету: Англия, Франция, Соединенные Штаты. Образ жизни Слейтер вел весьма сомнительный, на пропитание зарабатывал занятиями непочтенными: во-первых, то был профессиональный игрок во все, что шевелится: от костей до бильярда. Во-вторых, по всему, мог промышлять сутенерством. Как бы то ни было, денежки у него водились, и мужчина вел образ жизни буржуа средней руки.