Анна Кузнецова о своем дебютном фильме «Каникулы»

WeekendРепортаж

«Нас очень быстро догнала реальность»

Анна Кузнецова о своем фильме «Каникулы»

Фото: Aamu Filmcompany

В прокат выходит дебютный фильм Анны Кузнецовой «Каникулы» — история короткой поездки детской театральной студии на фестиваль в Сочи, в которой детей сопровождают две учительницы — молодая руководительница кружка Таня (Дарья Савельева) и завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). С первых минут зрители узнают, что театральный кружок обречен, школьное начальство решило его расформировать, и поездка на конкурс — их последняя гастроль, только ни Таня, ни дети еще не знают об этом. Участники вступают в конфликт с оргкомитетом фестиваля (в кульминационный момент организаторы требуют изменить название спектакля, а после показа их ждет разгромное обсуждение жюри в лучших традициях советских партсобраний). В результате спектакль получает утешительный диплом, а дети и взрослые возвращаются домой. «Каникулы» получили гран-при первого фестиваля актуального российского кино «Маяк», и вот спустя год едва ли не чудом добрались до проката. Константин Шавловский обсудил с Анной Кузнецовой цену компромиссов и будущее нового режиссерского поколения в России.

В советском кино была очень большая традиция «школьного фильма», где школа всегда была моделью общества и государства. Насколько она важна для вас и вашего фильма?

Ну, в «Каникулах» довольно очевидна отсылка к «Ста дням после детства» Сергея Соловьева, мы ее, в общем, не только не скрываем, но даже, наоборот, всячески подчеркиваем. Мы с моим соавтором сценария Катей Задохиной очень это кино любим и специально пересматривали во время работы над сценарием. Нам было интересно посмотреть, как все изменилось в отношениях детей и взрослых с тех пор.

2024. Фото: из личного архива Анны Кузнецовой

И как же?

Нам кажется, что если в «Ста днях после детства» дети пытаются подражать взрослым, то в наше время скорее взрослые подражают детям. И мы эту мысль в нашем кино развиваем — что взрослеть не хочет никто, особенно в нашем поколении 30–40-летних. Поэтому фильму Соловьева мы довольно осознанно посылали приветы: театр, компот, «давай просто запомним это лето». Их должно было быть даже еще больше. Например, мы вырезали финальную сцену, которая целиком была оммажем «Ста дням после детства», помните, где они запускают воздушные змеи, там еще играет такая прекрасная музыка, а впереди у всех долгая счастливая жизнь. И когда мы писали и снимали — мы же начали работу над сценарием в 2018-м, а снимали в 2021-м,— посыл был таким: давайте еще раз оглянемся и посмотрим на все прекрасное, что с ними произошло. Но к тому моменту, как мы смонтировали фильм, жизнь настолько изменилась, что эта сцена стала неуместной. Мы просто увидели, что она туда больше не встает.

Фото: Aamu Filmcompany
Фото: Aamu Filmcompany

В традиции советского школьного фильма часто присутствуют две преподавательские фигуры — либеральная и консервативная. Это есть и у Бориса Фрумина в «Дневнике директора школы», и особенно ярко — у Станислава Ростоцкого в «Доживем до понедельника», где завуч-консерваторка в исполнении Нины Меньшиковой влюблена в либерального историка Вячеслава Тихонова. А у вас получается перевертыш — либеральная героиня Даши Савельевой явно увлечена строгим завучем в исполнении Полины Кутеповой. Это тоже осознанный привет советскому кино?

Я бы сказала, что у Савельевой и Кутеповой все-таки взаимное притяжение и отталкивание, и на этих качелях мы и пытались строить в фильме их конфликт. Но с советским кино тут все совпадения случайны. Я, к стыду своему, не пересматривала «Доживем до понедельника» в осмысленном возрасте — так, чтобы не по телевизору в детстве. Из школьного кино мы еще смотрели фильмы Динары Асановой, прежде всего «Не болит голова у дятла», Катя очень любит «Крылья» Ларисы Шепитько. Но вообще специально в советскую традицию мы так сильно не погружались.

Эта традиция и в российском кино получила свое развитие, и тут сложно не вспомнить «Школу» Валерии Гай Германики, которая шокировала в свое время депутатов Госдумы тем, что показала жизнь российских школьников близко к правде: мат и сцены употребления алкоголя — в общем, все, к чему мы привыкли в западных фильмах про подростков. У вас в «Каникулах» тоже документальная камера и манера существования артистов в кадре, но при этом жизнь школьников показана как будто с большей долей условности. Они даже матом не ругаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 фильмов Венецианского кинофестиваля 10 фильмов Венецианского кинофестиваля

Венецианский кинофестиваль: старые песни о самом главном на новый вроде бы лад

Weekend
Что такое сложные углеводы и в каких продуктах они содержатся Что такое сложные углеводы и в каких продуктах они содержатся

Почему приоритет в питании отдают сложным углеводам?

РБК
Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки

Компания «Лазерные системы» из науки шагнула в прикладной мир бизнеса

Монокль
Ускользающая простота Ускользающая простота

Как Геннадий Шпаликов не нашел себе места в застое

Weekend
Ставка большая и маленькая Ставка большая и маленькая

К каким налоговым изменениям готовиться гражданам и бизнесу в 2025 году

РБК
Славянская гимнастика Славянская гимнастика

Упражнения для гармонии тела и духа, которые стоит попробовать

Лиза
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Тайный путь Тайный путь

Ювелирный эксперт Елена Веселая рассказала RR о своих ювелирных путешествиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Туда-сюда-издат Туда-сюда-издат

14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом

Weekend
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
В чем горе В чем горе

«Вечная зима»: драма о бессмысленности силы

Weekend
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
Во власти эмоций Во власти эмоций

В чем разница между воришкой и клептоманом?

Лиза
Стыд и завыванье Стыд и завыванье

«Месье Азнавур»: смехотворный байопик великого шансонье

Weekend
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Открыть в приложении