«Нас очень быстро догнала реальность»
Анна Кузнецова о своем фильме «Каникулы»
В прокат выходит дебютный фильм Анны Кузнецовой «Каникулы» — история короткой поездки детской театральной студии на фестиваль в Сочи, в которой детей сопровождают две учительницы — молодая руководительница кружка Таня (Дарья Савельева) и завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). С первых минут зрители узнают, что театральный кружок обречен, школьное начальство решило его расформировать, и поездка на конкурс — их последняя гастроль, только ни Таня, ни дети еще не знают об этом. Участники вступают в конфликт с оргкомитетом фестиваля (в кульминационный момент организаторы требуют изменить название спектакля, а после показа их ждет разгромное обсуждение жюри в лучших традициях советских партсобраний). В результате спектакль получает утешительный диплом, а дети и взрослые возвращаются домой. «Каникулы» получили гран-при первого фестиваля актуального российского кино «Маяк», и вот спустя год едва ли не чудом добрались до проката. Константин Шавловский обсудил с Анной Кузнецовой цену компромиссов и будущее нового режиссерского поколения в России.
В советском кино была очень большая традиция «школьного фильма», где школа всегда была моделью общества и государства. Насколько она важна для вас и вашего фильма?
Ну, в «Каникулах» довольно очевидна отсылка к «Ста дням после детства» Сергея Соловьева, мы ее, в общем, не только не скрываем, но даже, наоборот, всячески подчеркиваем. Мы с моим соавтором сценария Катей Задохиной очень это кино любим и специально пересматривали во время работы над сценарием. Нам было интересно посмотреть, как все изменилось в отношениях детей и взрослых с тех пор.
И как же?
Нам кажется, что если в «Ста днях после детства» дети пытаются подражать взрослым, то в наше время скорее взрослые подражают детям. И мы эту мысль в нашем кино развиваем — что взрослеть не хочет никто, особенно в нашем поколении 30–40-летних. Поэтому фильму Соловьева мы довольно осознанно посылали приветы: театр, компот, «давай просто запомним это лето». Их должно было быть даже еще больше. Например, мы вырезали финальную сцену, которая целиком была оммажем «Ста дням после детства», помните, где они запускают воздушные змеи, там еще играет такая прекрасная музыка, а впереди у всех долгая счастливая жизнь. И когда мы писали и снимали — мы же начали работу над сценарием в 2018-м, а снимали в 2021-м,— посыл был таким: давайте еще раз оглянемся и посмотрим на все прекрасное, что с ними произошло. Но к тому моменту, как мы смонтировали фильм, жизнь настолько изменилась, что эта сцена стала неуместной. Мы просто увидели, что она туда больше не встает.
В традиции советского школьного фильма часто присутствуют две преподавательские фигуры — либеральная и консервативная. Это есть и у Бориса Фрумина в «Дневнике директора школы», и особенно ярко — у Станислава Ростоцкого в «Доживем до понедельника», где завуч-консерваторка в исполнении Нины Меньшиковой влюблена в либерального историка Вячеслава Тихонова. А у вас получается перевертыш — либеральная героиня Даши Савельевой явно увлечена строгим завучем в исполнении Полины Кутеповой. Это тоже осознанный привет советскому кино?
Я бы сказала, что у Савельевой и Кутеповой все-таки взаимное притяжение и отталкивание, и на этих качелях мы и пытались строить в фильме их конфликт. Но с советским кино тут все совпадения случайны. Я, к стыду своему, не пересматривала «Доживем до понедельника» в осмысленном возрасте — так, чтобы не по телевизору в детстве. Из школьного кино мы еще смотрели фильмы Динары Асановой, прежде всего «Не болит голова у дятла», Катя очень любит «Крылья» Ларисы Шепитько. Но вообще специально в советскую традицию мы так сильно не погружались.
Эта традиция и в российском кино получила свое развитие, и тут сложно не вспомнить «Школу» Валерии Гай Германики, которая шокировала в свое время депутатов Госдумы тем, что показала жизнь российских школьников близко к правде: мат и сцены употребления алкоголя — в общем, все, к чему мы привыкли в западных фильмах про подростков. У вас в «Каникулах» тоже документальная камера и манера существования артистов в кадре, но при этом жизнь школьников показана как будто с большей долей условности. Они даже матом не ругаются.