Масштабная попытка анализа вековых разрывов в благосостоянии между странами

МонокльОбщество

Проклятье отсталости и разворот фортуны

Нобелевские лауреаты предприняли масштабную попытку анализа вековых разрывов в благосостоянии между странами, предложив оригинальную трактовку взаимодействия элит и масс в процессе формирования общественных институтов

Георгий Трофимов*

* Главный научный сотрудник Лабора­тории современных финансовых исследо­ваний.

Неравенство доходов богатых и бедных стран достигло огромных размеров. Половина населения планеты получает лишь десятую часть общемирового дохода и обладает лишь 2% богатства. Доли богатых и бедных стран в мировом ВВП различаются на порядок, и разрыв увеличивается. Это означает, что механизм конвергенции через догоняющее развитие, предсказанный неоклассической теорией экономического роста, в реальности не работает. Нобелевские лауреаты 2024 года Дарон Аджемоглу, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон дали ответ на вопрос, каковы фундаментальные причины расширяющегося разрыва в доходах между богатыми и бедными странами и что препятствует его преодолению.

Дарон Аджемоглу родился в 1967 году в Стамбуле. После школы продолжил учиться в Великобритании. В 1989 году получил степень бакалавра экономики в Университете Йорка, затем степень магистра математической экономики и эконометрики и доктора экономики в Лондонской школе экономики. С 2004 года занимает кафедру прикладной экономики Массачусетского технологического института. В 2005 году награжден медалью Джона Бейтса Кларка, которую Американская экономическая ассоциация присуждает экономистам моложе 40 лет за выдающиеся достижения. Фото: Aristidis Vafeiadakis/ZUMA PRESS

Точка зрения лауреатов заключается в том, что определяющую роль в экономических успехах наций играют институты общества. Нобелевский лауреат 1993 года Дуглас Норт определял это понятие как «правила игры», структурирующие стимулы участников в политических, социальных и экономических взаимодействиях. Институты включают формальные правила и механизмы их реализации, а также неформальные ограничения, отражающие нормы поведения и традиции. По мнению Норта, институты эффективны, если они дают стимулы к инвестированию и деловой активности, то есть благоприятствуют экономическому росту.

Позиция нынешних лауреатов близка к идеям Норта. Они рассматривают иерархию институтов, в которой политические институты играют ведущую роль по отношению к экономическим. Последние определяют характер экономической политики и условий экономической деятельности, влияющих на экономический рост. По этой причине экономические успехи страны в конечном счете зависят от качества политических институтов.

Качество институтов находится в фокусе исследований лауреатов. Если Норт различал эффективные и неэффективные институты, то они выделяют два типа: инклюзивные и экстрактивные. Инклюзивные обеспечивают гарантии прав частной собственности, дают стимулы к инвестиционной и деловой активности для широких слоев населения. Экстрактивные институты позволяют узким группам элит, пользующимся политической властью, извлекать ренту за счет широких масс, оказывая негативное влияние на стимулы к инвестированию и экономическое развитие.

В теоретических построениях лауреатов институты предполагаются эндогенными, то есть они формируются самими участниками общественных взаимодействий. Такой подход позволяет понять, как те или иные институты возникают и по каким причинам изменяются. Почему в одних странах учреждаются институты, благоприятствующие экономическому развитию, а в других нет? Норт изучал эти вопросы как экономический историк, предлагающий нарративы, а лауреаты используют математические модели, которые тестируются эконометрическими методами.

Наследие колониализма

Чтобы показать, что качество институтов играет ключевую роль в дифференциации стран по доходам, необходимо каким-то образом оценить это качество и выявить его влияние на различия в уровнях доходов. Вариации этих уровней наиболее значимы для стран глобального Юга, переживших колониальную эпоху. Можно предположить, что качественные и количественные различия стран к началу XXI века были предопределены европейской колонизацией, начавшейся в XVI–XVII веках. Европейцы создали в колониях новые институты, существенным образом повлиявшие на характер дальнейшего развития этих стран вплоть до настоящего времени.

Европейцы проводили различные типы колонизаторской политики, действуя в своекорыстных интересах. В наиболее известной совместной статье Аджемоглу, Джонсона и Робинсона 2001 года под названием The colonial origins of comparative development: an empirical investigation («Колониальные истоки сравнительного развития: эмпирическое исследование») рассматриваются два типа колоний. Там, где территории осваивались европейцами для своего постоянного проживания, создавались инклюзивные институты, обеспечивавшие им защиту собственности и определенные гарантии гражданских прав. Наиболее яркий пример таких бывших колоний — англосаксонские страны: США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, входившие в состав Британской империи. Второй тип колоний служил европейцам источником дешевых ресурсов — полезных ископаемых, сырья и рабов. В этих колониях создавались экстрактивные институты, позволявшие с максимальной интенсивностью эксплуатировать местное население.

Джеймс Робинсон родился в 1960 году в Великобритании. Учился в Лондонской школе экономики и Уорикском университете. Докторскую степень защитил в Йельском университете в США в 1993 году. Преподавал в Университете Мельбурна, Университете Южной Калифорнии, Калифорнийском университете в Беркли и Гарварде. С 2015 года — профессор Школы публичной политики имени Харриса Университета Чикаго. Фото: AP Photo/charles Rex Arbogast

Колонизаторам, заселявшим новые территории, был важен не столько комфорт, обеспеченный умеренным климатом, сколько условия выживания. Главным фактором был риск тропических заболеваний (малярии и желтой лихорадки), смертельных для европейцев из-за отсутствия иммунитета. Там, где смертность от болезней была не столь высока, европейцев оказалось больше, а значит, качество институтов было выше. Следуя этой логике, Аджемоглу, Джонсон и Робинсон в статье 2001 года используют показатель смертности колонистов как косвенный индикатор качества колониальных институтов. Из-за нехватки информации об общей смертности использовались данные по морякам, солдатам и епископам в XVII–XIX столетиях. Регрессия ВВП на душу населения в конце XX века к уровню смертности колонистов в прошлом, построенная лауреатами для широкой выборки стран, показывает сильную отрицательную связь (см. диаграмму 1). На характер этой связи не влияют всевозможные прочие факторы — географическое положение колонии, климат, обеспеченность ресурсами, этнолингвистические факторы и т. д. Отсюда делается вывод, что решающую роль в различии доходов играет качество институтов, созданных в колониальную эпоху.

Аналогичный результат лауреаты получили, рассматривая вместо ВВП индикатор качества современных институтов, измеряемый показателем риска экспроприации. Качество современных институтов ожидаемо оказалось выше в странах, где качество колониальных институтов было выше.

На выбор колониальной стратегии повлияла, помимо рисков смертности, плотность местного населения. В густонаселенных странах, таких как Индия или Империя ацтеков, до прихода колонизаторов процветали торговля и производство товаров, но риски для пришедших туда европейцев были связаны с сопротивлением местного населения. Поэтому для заселения европейцы выбирали территории малонаселенные, например Северную Америку, где малочисленность индейского населения была во многом обеспечена самими же европейцами, убившими по разным оценкам от нескольких сотен тысяч до двух миллионов человек (на этих же территориях для колонизаторов были ниже риски смертности от заболеваний). Трое лауреатов исследовали этот аспект колонизации в статье 2002 года и смогли выявить отрицательную статистическую связь между уровнем доходов в 1995 году и показателем урбанизации в неевропейских странах в 1500 году, выраженным долей населения в городах численностью свыше 5000 человек (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2 демонстрирует разворот относительных доходов: страны с высоким уровнем урбанизации были относительно богатыми 500 лет назад, но стали относительно бедными к концу XX века. Такой эффект, названный авторами «разворотом фортуны», дает аргумент в пользу институциональной гипотезы развития в противовес географической гипотезе, сторонниками которой были, например, Шарль Монтескье, Арнольд Тойнби, Альфред Маршалл и Гуннар Мюрдаль. Географическая гипотеза объясняет межстрановые различия доходов влиянием естественных факторов, которые достаточно устойчивы и не могли вызвать разворот фортуны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру

За что викторианская эпоха выбрала Уайльда козлом отпущения

СНОБ
Тайна острова Джекилл Тайна острова Джекилл

Кто и как создал Федеральную резервную систему США

Деньги
25 оттенков горечи 25 оттенков горечи

Как воспринимается горечь: в желудке, мозге, сердце и даже мочеполовой системе?

Наука и жизнь
Широкий русский Широкий русский

«Анора»: каннский победитель в прокате

Weekend
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня» Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»

Как компания Эрен Озмен планирует производить уникальные самолеты

Forbes
Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни

Без «нерасплавленных» астероидов на Земле не появилось бы жизни

ТехИнсайдер
Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности

Из чего состоят реставрационные процессы в Эрмитаже и кто за них в ответе

Forbes
Посмотрел и обсуждаю Посмотрел и обсуждаю

Как появляются любимые зрителями истории и сколько сегодня стоит идея

Правила жизни
Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить

В чем же секрет сладости, штурмом захватившей интернет, и каков ее рецепт?

ТехИнсайдер
Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах

Как актер Александр Горчилин оказался в центре конструктивизма

РБК
Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!» Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!»

Плучек все-таки оттащил меня от кино. А Андрюшка Миронов меня ругал

Караван историй
История кино: почему в старых фильмах люди двигаются неестественно быстро? История кино: почему в старых фильмах люди двигаются неестественно быстро?

Почему в черно-белых фильмах у людей такие странные движения?

ТехИнсайдер
Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога

Эти очевидные советы могут спасти ваши отношения

Psychologies
12 способов, которыми ты портишь маникюр, сама об этом не зная 12 способов, которыми ты портишь маникюр, сама об этом не зная

Почему лак на следующий же день после маникюра скалывается?

VOICE
«Папа умер в субботу»: драма о том, как понять и простить собственную семью «Папа умер в субботу»: драма о том, как понять и простить собственную семью

Как картина «Папа умер в субботу» оказывается пронзительным фильмом о прощении

Forbes
Красота на пальцах Красота на пальцах

Лучшие драгоценности в кино, сделавшие драматический сюжет лучше

Правила жизни
Тихо! Это роскошь Тихо! Это роскошь

В последние 20 лет тема роскоши вышла на первый план в дизайнерской среде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней

Дизайнер Павел Стародубцев — про Артемия Лебедева и русский визуальный код

СНОБ
Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица» Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица»

К-12: «эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов»

ТехИнсайдер
Как общаться с партнером, чтобы не разрушить отношения Как общаться с партнером, чтобы не разрушить отношения

Почему мы не можем найти взаимопонимание в отношениях?

Psychologies
«Это все Агата»: атмосферный сериал Marvel о ведьмах-неудачницах «Это все Агата»: атмосферный сериал Marvel о ведьмах-неудачницах

Каким получился сериал «Это все Агата», словно созданный для осенних вечеров

Forbes
Сначала птерозавры лазали по деревьям и только потом поднялись в небо Сначала птерозавры лазали по деревьям и только потом поднялись в небо

Конечности птерозавров ранней мезозойской эры приспособлены для деревьев

ТехИнсайдер
Не только Соболев. Главные предательства в истории футбола Не только Соболев. Главные предательства в истории футбола

Фигу, Тевес, Роналдо, и другие футболисты, перешедшие к ненавистным соперникам

СНОБ
Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие

Почему люди боятся крошечных насекомых?

ТехИнсайдер
Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос

Маша Трауб — о том, как написать сказку, где танцуют макароны и котлеты

СНОБ
Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека» Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБК
Зачем нам ловить нейтрино? Зачем нам ловить нейтрино?

Что удалось понять про нейтрино и как это было, — в беседе с Валерием Петковым

Наука и жизнь
Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...» Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...»

«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке», называли «халтурщиками»

Коллекция. Караван историй
10 продуктов питания для эффективного сжигания жира 10 продуктов питания для эффективного сжигания жира

Когда дело доходит до потери жировых отложений, диета играет решающую роль

ТехИнсайдер
Открыть в приложении