Лукия Мурина и Николай Исаев: служба охраны памяти

WeekendКультура

Гении места

Лукия Мурина и Николай Исаев: служба охраны памяти

Текст: Анна Толстова

Лукия Мурина и Николай Исаев. «Сжечь, нельзя сохранить», 2013. Фото: Лукия Мурина

Томские художники Лукия Мурина (род. 1987) и Николай Исаев (род. 1987) много работают в паре — над художественными исследованиями и кураторскими проектами. То и другое чаще всего посвящено сохранению памяти и актуализации наследия — томского, сибирского, общечеловеческого.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Лукия Мурина и Николай Исаев. «3-я Провинциальная биеннале», 2022. Фото: Павел Рыскаленко
Лукия Мурина и Николай Исаев. «3-я Провинциальная биеннале», 2022. Фото: Павел Рыскаленко

Они познакомились в Томском колледже культуры и искусства, поженились еще студентами и, если понимать под искусством только старинные медиа живописи, графики и скульптуры, оказались совершенно разными художниками, даром что учились у одних и тех же учителей, в первую очередь — у Рафаэля Асланяна, модерниста в французско-фальковском духе. Оба идут от натуры и пленэра, но Николай Исаев — скорее живописец, воспевающий Томск в ностальгических пейзажах, а Лукия Мурина — скорее график, зачарованный индустриальным ландшафтом Сибири. Впрочем, у Исаева есть превосходная графическая серия «Наше красочное прошлое» (2019), а индустриальная графика Муриной колористически изысканна и, в сущности, живописна, пусть и в традициях «графической» живописи ОСТа и новой вещественности. Однако во всем, что выходит за рамки живописи, графики и скульптуры, это очень близкие друг другу художники и их творческие траектории почти полностью совпадают. Даже в том, что оба — еще и музейные работники, только Исаев, среди прапрадедов которого — Александр Кытманов, основатель и первый директор Енисейского краеведческого музея, начал работать в Томском краеведческом музее в студенческие годы, пройдя путь от разнорабочего до реставратора живописи, а Мурина пришла в Сибирский филиал Пушкинского музея (ранее — Сибирский филиал ГЦСИ), получив второй, искусствоведческий диплом в Алтайском госуниверситете. Но музей стал для обоих не столько местом службы, сколько образом мысли.

Лукия Мурина и Николай Исаев. «Рудник Днепровский», 2022. Фото: Музей истории ГУЛАГа

Как ни странно, первые совместные выступления художников с классическим образованием и музейными интересами относились к области стрит-арта, чем, как правило, занимаются люди, не обремененные ни тем ни другим. Но поскольку Томск — город университетский и интеллигентский, то и уличное искусство тут соответствующее. В 2011 году Лукия Мурина и Николай Исаев устроили сквоттерскую выставку «Сжечь нельзя сохранить» в так называемом Гоголевском доме (Городской училищный дом в память Н.В. Гоголя): вместе с однокашниками захватили заброшенное здание и превратили руину в молодежный выставочный зал. Место выбрали неслучайное: почти сто лет тому назад здесь проходила последняя выставка Томского общества любителей художеств — как искусствовед, Мурина начинала заниматься историей художественной жизни Томска, ощущая себя и свое поколение живой частью процесса (серия ее статей о томском искусстве публиковалась онлайн в 2015–2022 годах). Выставка, привлекавшая внимание к плачевному состоянию памятника архитектуры, была открыта всего несколько часов, но имела резонанс — томская богема принялась осваивать городские руины, Гоголевский дом в итоге спасли и отреставрировали, а Мурина и Исаев продолжили градозащитную деятельность в серии уличных акций.

Лукия Мурина и Николай Исаев. «Рудник Днепровский», 2022. Фото: Музей истории ГУЛАГа
Лукия Мурина и Николай Исаев. «Жесть-арт», 2020. Фото: Лукия Мурина

С 2013 года на мостовых Томска в тех местах, где были незаконно снесены или намеренно доведены до аварийного состояния старинные здания, стали появляться трафаретные изображения уничтоженных архитектурных памятников с надписями: «Сжечь, нельзя сохранить» и «Помните, здесь был я!» — чтобы восстановить облик того или иного исчезнувшего дома, художникам приходилось работать в архивах; трафареты, нарисованные и вырезанные с тончайшими деталями, выдавали руку мастеров-станковистов. В 2020 году была изобретена новая форма партизанской монументальной пропаганды «Жесть-арт»: окна деревянных домов, поставленных на реконструкцию, часто зашивают жестяными листами, и они вместе с резными наличниками начинают походить на пустые киоты — проведя архивные изыскания, художники по сохранившимся фотографиям рисовали портреты прежних обитателей особняков и вклеивали рисунки в эти жестяные киоты, так что здания выглядели как вывернутые наизнанку портретные галереи. Это искусство идеально отвечало томскому genius loci и его культу исторической памяти — ведь и акция «Бессмертный полк» в ее первоначальном, неогосударствленном виде была придумала в Томске. Однако художественно-просветительская миссия Николая Исаева и Лукии Муриной не ограничивается краеведением: их собственный дом, точнее — квартира, тоже стал важной городской достопримечательностью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«У каждого города огромное количество текста» «У каждого города огромное количество текста»

Экскурсии для местных как туристический тренд в Екатеринбурге и не только

Weekend
От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ

Веками продолжавшиеся споры вокруг понятия эмерджентности

Forbes
«У художника нет цели — только путь» «У художника нет цели — только путь»

Зорикто Доржиев о том, как искать себя в легендах и находить на Christie’s

Weekend
Сергиев Посад: А что вокруг? Сергиев Посад: А что вокруг?

Три города Серебряного, или Малого Золотого, кольца

КАНТРИ Русская азбука
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Сны про это Сны про это

Как расшифровать эротические сновидения и всегда ли они о сексе

Лиза
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность! Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность!

Достоинства и недостатки двух основных систем тягового электроснабжения

Наука и техника
Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане? Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане?

Почему на Титане можно представить только неземлеподобную жизнь?

Наука и техника
3 упражнения Лоуэна: как работает телесная психотерапия 3 упражнения Лоуэна: как работает телесная психотерапия

Можно ли улучшить ментальное состояние с помощью работы над телом?

Psychologies
«Ты не похожа на других женщин»: почему это плохой комплимент и как его можно сделать лучше «Ты не похожа на других женщин»: почему это плохой комплимент и как его можно сделать лучше

Давайте разберемся, что стоит за фразой «ты не такая, как все девушки»

Psychologies
«Пушкинская 10»: из сквота в арт-кластер «Пушкинская 10»: из сквота в арт-кластер

«Пушкинская 10» — пространство свободы и искусства в самом центре Петербурга

Psychologies
Не хочу быть зависимой Не хочу быть зависимой

Что делать, если лекарство из средства экстренной помощи становится постоянным

Лиза
Чем заменить Notion: 7 российских альтернатив Чем заменить Notion: 7 российских альтернатив

Приложения, которые помогут собрать все файлы в одном месте и ничего не потерять

VC.RU
Звезды сошлись Звезды сошлись

Анастасия Уколова — о роли мечты в байопике «Комбинация»

Grazia
«Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами «Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами

Глава из романа Аси Демишкевич «Под рекой»

Forbes
Психолог Виктор Богомолов: Это миф, что женщины в отношениях ищут любовь, а мужчины — секс Психолог Виктор Богомолов: Это миф, что женщины в отношениях ищут любовь, а мужчины — секс

Психолог Виктор Богомолов — о том, как меняется роль мужчины в обществе

СНОБ
«Как живем, так и шутим»: вспоминая Александра Васильевича Маслякова «Как живем, так и шутим»: вспоминая Александра Васильевича Маслякова

Светлана Мудрик вспоминает мэтра, под чьим руководством начинала свой путь

Правила жизни
Почему евреи мигрировали в США и стали важной частью американской культуры Почему евреи мигрировали в США и стали важной частью американской культуры

Миграция евреев в США оказала значительное влияние на развитие культуры

ТехИнсайдер
Расстройства пищевого поведения привели к тяжелым электролитным нарушениям Расстройства пищевого поведения привели к тяжелым электролитным нарушениям

К чему приводят электролитные нарушения при расстройствах пищевого поведения

N+1
Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях

Почему важно воздерживаться от чересчур эмоциональных постов в соцсетях?

Psychologies
Как устроена кабина машиниста поезда метро Как устроена кабина машиниста поезда метро

Дисплеи, рычаги, кнопки — все это в изобилии есть в кабине машиниста метро

ТехИнсайдер
Может ли взорваться аккумулятор в телефоне Может ли взорваться аккумулятор в телефоне

Новая фобия: аккумулятор вашего мобильного гаджета может взорваться

CHIP
Хотите сохранять мир в отношениях? Общайтесь правильно! Хотите сохранять мир в отношениях? Общайтесь правильно!

Как говорить с партнером, чтобы вас слышали и понимали

Psychologies
Неподкупное содержание Неподкупное содержание

Искусствовед Сергей Попов — о диктате денег в современном арт-мире

СНОБ
Вторая половинка для тех, кто родился целым: что такое близость в паре и как ее создать Вторая половинка для тех, кто родился целым: что такое близость в паре и как ее создать

Что такое истинная близость? Откуда происходит миф о половинах?

VOICE
Ржавое золото Ржавое золото

Автомобильные реликвии, которые обнаруживают слишком поздно

Men Today
Фантазии на тему любви Фантазии на тему любви

Функциональный и удобный интерьер в соответствии с духом времени

Идеи Вашего Дома
Как наконец отпустить старые отношения: рекомендации и упражнение от семейного психолога Как наконец отпустить старые отношения: рекомендации и упражнение от семейного психолога

Вы расстались с партнером, но мучительно скучаете по нему?

Psychologies
Открыть в приложении