10 фильмов о конце света как стабильности

WeekendСобытия

Мир кончился, и это нормально

10 фильмов о конце света как стабильности

Фото: 20th Century Fox Brazil, Alliance, Ancine

Жизнь после конца света — это, конечно, оксюморон. Но на этом допущении стоит целый пласт кинокультуры. Постапокалиптика в кино имеет богатую историю, но не такое уж большое разнообразие сценариев. Павел Пугачев рассказывает, как ориентироваться в погибшем мире, достигшем вожделенной стабильности.

Стабильность зла

«Слепота». Фернанду Мейреллиш, 2006

Жителей неназванного мегаполиса охватывает эпидемия слепоты, передающаяся воздушно-капельным путем. Прежде чем Всемирная организация здравоохранения распишется в бессилии, власти закроют глаза на проблему и отправят ослепших в карантинное гетто — без помощи, закона и возможности выхода. Среди помещенных есть зрячая домохозяйка, отправившаяся вслед за потерявшим зрение мужем-офтальмологом (Марк Раффало). Вопросы «откуда у нее иммунитет?» и «в чем причина заразы?» не интересуют ни режиссера «Города Бога» Мейреллиша, ни писателя Жозе Сарамагу, по роману которого и снята «Слепота». Перед нами своего рода притча о законах социального устройства. Людям нужен вожак, и неважно, кто им будет: психопат-узурпатор (Гаэль Гарсиа Берналь), предлагающий распределение оставшейся еды в обмен на «ваших женщин», или же безымянная (как и все в этом фильме) героиня Джулианны Мур, решающая просто убить злодея и его приспешников. Взаперти и без надежды люди проявляют как худшие, так и лучшие качества, но в одном едины — со злом все свыкаются быстро.

Стабильность символов

Фото: Tig Productions, Warner Bros. Pictures Co.

«Почтальон». Кевин Костнер, 1997

«Я уяснил для себя одно правило: любой ценой избегай цивилизации»,— говорит герой Кевина Костнера, путешествующий по территории бывших США с мулом и моноспектаклями по Шекспиру. Но по цивилизации он все-таки скучает, радуясь любому артефакту прежней жизни, будь то нерабочий телевизор, нераспакованные пачки сигарет, заброшенные почтовые отделения. Последнее особенно остро напоминает о некогда существовавшей государственности, почившей после трехлетней ядерной зимы и десятилетий безвластия. Ныне царит суровый псевдофеодализм под предводительством самонареченного генерала Бетлехема (Уилл Паттон), противостоять которому приходится другому самозванцу, герою Костнера, разок выдавшему себя за почтальона и тем самым породившему национально-освободительное движение. Провалившийся в прокате и осмеянный в год выхода героический эпос сегодня видится несколько неловким, но и совершенно не глупым фильмом о том, как побеждает не сильнейший, а способный дать привлекательный культурный проект. Недаром тут закидывают камнями киномеханика, включившего «Универсального солдата» вместо «Звуков музыки».

Стабильность благополучия

Фото: Pixar Animation Studios, Walt Disney Pictures

«ВАЛЛ-И». Эндрю Стэнтон, 2008

Сделанная с минимумом реплик полнометражная постапокалиптическая антиутопия для самых маленьких, ставшая всенародным любимцем и собравшая полмиллиарда в мировом прокате. Все заслуженно. Простейший сюжет про робота-мусорщика ВАЛЛ-И, влюбившегося в поломавшегося робота-исследователя Еву, расцветает совсем недетскими мыслями. Самое страшное здесь как раз в стабильности и внешнем благополучии. Человечеству, переселенному на межзвездный круизный лайнер, больше не нужно выживать и хоть как-то заботиться о своей жизни — искусственный интеллект совмещает сферу развлечений с функциями государства. Вид добродушных и всем довольных людей, уже не способных передвигаться самостоятельно, пугает сильнее превращенной в помойку Земли. Этот мир спасет не любовь, а только мощная встряска и необходимость принимать решения самостоятельно.

Стабильность одиночества

Фото: Automatik Entertainment, Estuary Films, Exhibit

«Кажется, мы остались одни». Рид Морано, 2018

Дэл (Питер Динклейдж) работает библиотекарем и каждый день возвращает не сданные вовремя книги, заходя в дома абонентов и заодно делая там уборку и вынося их тела. Некоторое время назад большая часть человечества в одночасье умерла по неизвестным причинам. Дэл выжил, ему нормально: одиноко было и прежде, разве что родителей жалко — их он все еще не решается похоронить. Установленный порядок вещей нарушает Грейс (Эль Фэннинг), шумная девица, колесящая по стране в поисках хоть кого-то выжившего. Этим хоть кем-то и оказывается Дэл. Меланхоличная мелодрама, снятая режиссером и оператором «Ритм-секции» и «Рассказа служанки», не спешит удивлять и радикально переизобретать негласный канон «постапокалипсиса про одиночек», но делает и то и другое. В отличие от многочисленных вариаций романа Ричарда Мэтисона «Я — легенда», одиночество героя не таит никакой трагедии или скрытого надлома: в современности, доказывает Морано, каждый и так сам по себе, а человек человеку несет только хаос и лишние поводы для беспокойства.

Стабильность стабильности

Фото: Netflix

«Кэрол и конец света». Луис Гране, Эрика Хейс и др., 2023

И апокалипсис можно поставить в отложку. Через несколько месяцев должна случиться катастрофа, после которой от Земли и землян не останется ничего. Этот мир не спасет ни Брюс Уиллис с астронавтами-бурильщиками, ни Киану Ривз с проповедями. Апокалипсис случится — и точка. И пока одни спускают свои пенсионные накопления, отправляются в кругосветку, прыгают с парашютом и экспериментируют в сексе, одинокая женщина средних лет Кэрол мечтает о... рутине, наполняющей жизнь порядком и смыслом. К счастью, она не одна такая. В опустевшем мегаполисе (все «нормальные» люди уже разъехались по миру) находится группа людей, по привычке посещающих некий офис, выполняющих образцово бессмысленную работу и принципиально избегающих близкого общения. Разумеется, все передружатся и поймут что-то важное о себе, но наполненный печальным юмором и трезвым отношением к жизни мультсериал Netflix напоминает, что для озарений рутина и стабильность необходимы.

Стабильность морали

Фото: Deutsche Film AG, SAFDI, Tevere Film, UGC

«Германия, год нулевой». Роберто Росселлини, 1948

Любой послевоенный город пугает сильнее самых буйных постапокалиптических кинофантазий. Используя Берлин 1947 года как съемочную площадку, классик неореализма создал один из своих шедевров. С окончания войны прошло уже некоторое время, в Германии продолжаются «нулевые годы» внешнего управления и тотальной неопределенности. Но и подвешенное состояние может обрести черты застоя, болота, в котором может завестись всякое, особенно на почве ресентимента и страха. 12-летний Эдмунд ухаживает за тяжелобольным отцом и слоняется в поисках еды и денег по разрушенному городу, где встречает своего бывшего школьного учителя, нациста с педофильскими наклонностями, любящего зачитывать «ницшеанские» проповеди о разнице между «сильными» и «слабыми». В это же время с войны возвращается старший брат Эдмунда, боящийся, что теперь его отправят под трибунал. А его сестра пребывает в сомнениях: стоит заняться проституцией сейчас или подождать возвращения мужа из плена. Величайший моралист в истории кино, Роберто Росселлини не выдает ни единого вывода, ни слова осуждения, но его камера вглядывается в героев так, словно это и есть пристальный взор Бога, оценивающего поступки своих творений.

Стабильность распада

Фото: Nick Wechsler Productions / Choc / Collection Christophel / Collection ChristopheL / AFP

«Дорога». Джон Хиллкоут, 2009

Отец (Вигго Мортенсен) с сыном (Коди Смит-Макфи) держат путь-дорогу через всю Америку — не конечной точки ради, а просто потому, что надо выживать и прятаться. Когда-то с ними была и мама (Шарлиз Терон), но она не выдержала условий новой реальности и покончила с собой. Неизвестный катаклизм уничтожил не только большую часть народонаселения, но и животных с растениями. Питаться можно разве что консервами. Все самое страшное уже давно случилось, а ужас все еще продолжается. Отец никому не доверяет, избегает любых контактов, в целом небезосновательно: каннибализм стал обыденностью. Главный вопрос «Дороги» — как фильма, так и его исходника, одноименного романа Кормака Маккарти,— стоит ли вообще тянуться к людям, когда мир безнадежен? Любимая мантра социологов про тяжелые последствия «сужения социальных связей» обретает красивую иллюстрацию.

Стабильность веры

Фото: Ленфильм; Первое творческое объединение

«Письма мертвого человека». Константин Лопушанский, 1986

История о жителях города N, переживших ядерную зиму и готовящихся навсегда отправиться из подвала библиотеки в бункер, в 1986-м выглядела прямой реакцией на Чернобыль. Проблемный и многократно переделывавшийся фильм, категорически не нравившийся тогдашнему начальству «Ленфильма», вдруг получает широкий всесоюзный, а затем и мировой прокат, режиссеру выдают Госпремию РСФСР, а кино выводят на знамена перестройки. Меж тем в полнометражном дебюте Константина Лопушанского не стоит искать никакого политического и уж тем более публицистического измерения: он как раз про поиски чего-то по-настоящему стабильного в совершенно ненадежном и грозящем аннигилироваться мире. Вера в науку и прогресс не оправдала себя, вера в человека еще требует доказательства, но есть и другая вера, которую героям еще предстоит обрести.

Стабильность смерти и любви

Фото: Make Movies, Mandeville Films, Summit Entertainment

«Тепло наших тел». Джонатан Левайн, 2013

Зомби по имени Р (Николас Холт) вместе с другими ходячими мертвецами обитает в заброшенном аэропорту. Как и в ромеровском «Рассвете мертвецов», даже после смерти привычки остаются теми же: некоторые мертвяки посещают рабочие места, угрюмо здороваются со знакомыми, а Р даже способен включать любимые пластинки. Однажды он съедает мозг крепкого молодого парня и, предварительно извинившись перед кинозрителями, обретает воспоминания погибшего, а вместе с ними — влюбленность в его девушку, блондинку Джули (Тереза Палмер). «Ромео и Джульетта» встречают Джорджа Ромеро, но этим остроумие создателей не ограничивается. Балансируя между мелодрамой, комедией, хоррором, боевиком и разве что не мюзиклом, фильм студии Summit Entertainment, ответственной среди прочего за «Сумерки», умудряется и развлечь, и дать новый образ зомби: теперь это вполне нормальный человек, разве что живущий по инерции и не познавший любви. Стабильность для мертвых, любовь для живых.

Стабильность прогресса

«Облик грядущего». Уильям Кэмерон Мензис, 1936

Один из самых часто экранизируемых писателей, Герберт Джордж Уэллс однажды (но не единожды) напрямую поучаствовал в создании кино. «Облик грядущего» снят по его сценарию, основанному на одноименной книге, в которой автор «Войны миров» и «Острова доктора Моро» размышлял о дальнейших путях развития человеческой цивилизации и перспективах глобальной войны. Совсем не развлекательное полемическое произведение стало бестселлером, так что великий продюсер Александр Корда («Третий человек», «Леди Гамильтон») выделил невиданные для глубоко провинциальной на тот момент британской кинематографии £300 000 и предложил Уэллсу самому написать сценарий и контролировать все аспекты производства. По сюжету, с 1940-го по 1966-й идет глобальная война, а после применения бактериологического оружия эпидемия выкашивает пол-Европы. Действие же длится до 2036 года, а конфликт строится между луддитами, вполне довольными постапокалиптическим возвратом «к истокам», и сторонниками прогресса, готовыми отправить в спячку недовольных и построить рай земной любой ценой. Посмотрев «Облик грядущего», можно убедиться, что ярлыки «гуманиста» и «антифашиста» едва держатся на уважаемом господине Уэллсе.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правило № 67: Не играйте на путях Правило № 67: Не играйте на путях

Коуч Алексей Ситников исполняет свою версию арии «Что наша жизнь? Игра!»

Tatler
Вопросы веры и анорексии Вопросы веры и анорексии

«Клуб "Зеро"»: еще один ноль этой планете

Weekend
Все течет, все меняется Все течет, все меняется

Плавучие школы и больницы, плантации суперфудов – как живут в Амазонии

Вокруг света
Агитационный миф Агитационный миф

«Четыре души Койота»: как победить бледнолицых без Гойко Митича

Weekend
Вода и камень Вода и камень

Грандиозные ирригационные сооружения прошлого, дошедшие до нашего времени

Вокруг света
Чем аффирмации опасны для жизни: почему позитивные фразы могут принести вред? Чем аффирмации опасны для жизни: почему позитивные фразы могут принести вред?

Могут ли позитивные фразы оказывать негативное влияние на психику?

VOICE
5 фраз, которых должен избегать успешный человек 5 фраз, которых должен избегать успешный человек

Какие фразы программируют нас на неудачи?

Maxim
Как понять, что вы мало двигаетесь Как понять, что вы мало двигаетесь

Признаки, которые указывают на то, что вам нужно больше двигаться

ТехИнсайдер
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

«Город будущего», проблемы архитекторов и «Жилая единица» в Марселе

Знание – сила
«Нарушение временных границ»: как быть тем, кто опаздывает, и тем, кто ждет «Нарушение временных границ»: как быть тем, кто опаздывает, и тем, кто ждет

Какие внутренние причины могут скрываться за неспособностью прийти вовремя?

Psychologies
10 серийных маньяков, которых так и не удалось поймать 10 серийных маньяков, которых так и не удалось поймать

Еще 10 причин ходить и оглядываться

Maxim
«Водка точно не улучшает вкус». Пивной консультант Евгений Смирнов — о культуре потребления пива в России «Водка точно не улучшает вкус». Пивной консультант Евгений Смирнов — о культуре потребления пива в России

Почему пиво не стоит пить из горла — консультант рассказывает Евгений Смирнов

СНОБ
Рекорды в долг у будущих урожаев Рекорды в долг у будущих урожаев

Сокращение инвестиций в агротехнологии чревато снижением будущих урожаев

Монокль
«Каких нам еще доказательств»: Надежда Тэффи о политических судебных процессах «Каких нам еще доказательств»: Надежда Тэффи о политических судебных процессах

Глава из сборника изящных и ироничных рассказов «Забытая Тэффи»

Forbes
Японские боги, Дикий Запад и огры. Мультфильмы-лауреаты премии «Оскар» Японские боги, Дикий Запад и огры. Мультфильмы-лауреаты премии «Оскар»

Самые интересные мультфильмы, которые стали лауреатами премии «Оскар»

СНОБ
6 преимуществ купания в море и океане — срочно в отпуск 6 преимуществ купания в море и океане — срочно в отпуск

Почему нам всем срочно нужно на море

ТехИнсайдер
Мертвые в ящике Мертвые в ящике

«Полночь с дьяволом»: отличный хоррор про телевидение и экзорцизм

Weekend
Химики разобрались в структуре метилалюмоксана Химики разобрались в структуре метилалюмоксана

Химики впервые успешно закристаллизовали коммерческий метилалюмоксан

N+1
Родные 6 соток: советские дачи vs cовременные Родные 6 соток: советские дачи vs cовременные

Чем советские дачи отличались от загородных пространств

Maxim
Неожиданные факты о маньяках Неожиданные факты о маньяках

10 неизвестных фактов о знаменитых серийных убийцах

Maxim
Экономике Дальнего Востока нужны роботы Экономике Дальнего Востока нужны роботы

Новая роль Дальнего Востока в преобразовании цепей поставок

ФедералПресс
Повелитель беспроводных наушников, умных часов и музыки в машине: кто придумал Bluetooth Повелитель беспроводных наушников, умных часов и музыки в машине: кто придумал Bluetooth

Как четыре сотрудника Intel, которым надоели розетки, придумали Bluetooth

ТехИнсайдер
А, В, С-план А, В, С-план

Какие 3 шага отделяют нас от стройности?

Лиза
Источники бесперебойного питания — какие бывают и как выбрать? Источники бесперебойного питания — какие бывают и как выбрать?

О том, как правильно выбрать источник бесперебойного питания

CHIP
Древнеегипетских писцов отличили по костям Древнеегипетских писцов отличили по костям

Антропологи исследовали останки египтян, похороненных в некрополе Абусир

N+1
Ледники и тайфуны: где в России можно заняться климатическим туризмом Ледники и тайфуны: где в России можно заняться климатическим туризмом

В каких природных уголках России можно наблюдать последствия изменения климата

Forbes
Это не усталость: почему мы не всегда можем распознать стресс Это не усталость: почему мы не всегда можем распознать стресс

Симптомы серьезного стресса, подтачивающие здоровье

Forbes
«Великая Лиллиан Холл»: байопик с Джессикой Лэнг о бродвейской актрисе с деменцией «Великая Лиллиан Холл»: байопик с Джессикой Лэнг о бродвейской актрисе с деменцией

«Великая Лиллиан Холл»: почему портрет актрисы с деменцией получился спорным?

Forbes
Такая, какая есть: почему важна твоя индивидуальность и как ее развить Такая, какая есть: почему важна твоя индивидуальность и как ее развить

Почему нам всем действительно нужно быть собой?

VOICE
Идея для туриста Идея для туриста

Сергей Кузнецов о том, что делает мегаполисы привлекательными для туристов

Правила жизни
Открыть в приложении