Русский музей
Первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства в свои почтенные 125 лет взял новый курс на выставки-блокбастеры. Самую масштабную экспозицию живописца-историка (более 120 произведений) «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Корпусе Бенуа посетило более 300 тысяч человек — абсолютный рекорд!
А в декабре 2023 года случилась и вовсе мировая сенсация: впервые за 200 лет начался грандиозный комплексный процесс открытой реставрации шедевра мастера позднего романтизма Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — захватывающий art & science-аттракцион, за которым можно наблюдать как в открытой лаборатории (зал № 86 Корпуса Бенуа), так и онлайн. Уже в октябре радикально омоложенную картину покажут на ретроспективе «Великий Карл».
От постграффити до инклюзивных проектов, от ресоциализации подростков до долгожданной выставки автора «Богатырей» и «Аленушки» Виктора Васнецова: команда Русского музея строит экосистему, в которой стрит-артисты могут встретиться с Репиным, а петербуржцы — прийти на квест в Летний сад или на арт-терапию.
Алла Манилова, генеральный директор Русского музея
Реставрация одного из главных хитов коллекции Русского музея — «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова (впервые!) проходит в форме открытой лаборатории в Корпусе Бенуа. Как зрители реагируют на невиданный (разве что в Рейксмузеуме, где публично реставрировали рембрандтовский «Ночной дозор») арт-аттракцион?
В проекте принимают участие 13 ведущих реставраторов Русского музея: 5 специалистов занимаются картиной и 8 — уникальной исторической рамой. Это первая почти за 200лет комплексная научная реставрация самой знаменитой картины. Мы планируем показать великий шедевр и историческую раму во всем их великолепии на юбилейной выставке Карла Брюллова, которая пройдет в конце 2024 года. И посетители музея буквально не могут оторваться от процесса реставрации в Корпусе Бенуа, ведь работа ведется над всемирно известным полотном — и впервые в открытой для глаз лаборатории: установлен специальный стеклянный экран, через который и можно за всем наблюдать. Кроме того, за всеми этапами можно следить онлайн.
Помимо открытой реставрации фиксируем всё новые приемы в битве за музейного посетителя: от переосмысления выставочной архитектоники до дополнения экспозиционной реальности. Какие проекты Русского музея стали самыми кассовыми за год?
Самой популярной выставкой, безусловно, стала юбилейная экспозиция Василия Сурикова, первая за 90 лет. На сегодня ее посетили более 300тысяч человек — это абсолютный рекорд Русского музея (не забудем об ограниченности наших выставочных пространств). Такая популярность подтверждает высокий класс, исключительный масштаб и новаторство экспозиции, включая дизайнерские решения. Важно, что молодежь может посетить экспозицию по Пушкинской карте. Также у нас предусмотрена система льгот для разных категорий посетителей. В «Ночь музеев» мы даже организовали ночные сеансы, а последнюю неделю выставка будет работать до 23:00.
Музей — пространство бесконечной каталогизации, консервации и реставрации, смысловой эпицентр борьбы с энтропией. И эти процессы теперь — зона живого публичного интереса. За что возьметесь после Брюллова?
Ежегодно специалисты Русского музея реставрируют более 2300 предметов. Из глобальных планов — нам предстоит провести реставрацию двух большемерных картин Григория Угрюмова для Воскресенского зала Михайловского замка. Фигура Угрюмова невероятно значима для русского искусства: он был крупнейшим представителем классицистической школы русской исторической живописи. Художник писал в том числе для императорского двора — Павел I заказывал ему картины на тему судьбоносных событий отечественной истории для интерьеров Михайловского замка и лично утверждал сюжеты картин. Тогда живописец создал полотна «Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года». Именно за эти монументальные произведения Угрюмов получил в 1800 году звание профессора. Сейчас бесценные полотна требуют реставрации. Наши действительно уникальные специалисты проведут ее в лучших традициях школы реставрации Русского музея, которой уже более 100 лет.
Есть ли у вас любимый зал и произведения из собрания Русского музея? Места, куда вы направляетесь не только по работе, но и потому, что не можете пройти мимо?
Как вы знаете, Русский музей обладает самой большой коллекцией русского искусства в мире. Выбрать что-то одно из 450000 бесценных предметов, конечно, непросто — все они по-своему прекрасны. Но особый трепет и восхищение я испытываю по отношению к произведениям из академических залов Михайловского дворца, где мы с вами можем видеть бессмертные шедевры наших классиков — Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Федора Бруни. Эти произведения вдохновляют и служат лучшим напоминанием о том, какой фантастический вклад внесла отечественная культура не только в мировой художественный процесс, но и в целом в мировую цивилизацию.