Урожай «горит», вымерзает и тонет
Чрезвычайные ситуации, связанные с погодными аномалиями, могут привести к банкротствам хозяйств
Весна преподнесла аграриям множество неприятных сюрпризов. Март ознаменовался паводками, затоплением ряда территорий и объявлением ЧС в регионах Урала и Сибири. Ранняя весна и высокие температуры в апреле стимулировали ранний сев, однако в мае были зафиксированы возвратные заморозки в Центральной России, Поволжье и на юге страны. Отдельные районы, напротив, страдают от недостатка влаги, который летом может перерасти в полноценную засуху . Последствия для агробизнеса пока определить сложно. Однако эксперты, как и сам Минсельхоз, уже начали снижать свои оценки по будущему урожаю.
В этом году погода не балует аграриев. В марте паводки в УрФО и СФО привели к введению чрезвычайной ситуации в Оренбургской, Курганской, Тюменской областях и Алтайском крае. В некоторых регионах ЧС не объявляли, но тоже фиксировали сильное подтопление. В частности, о сильном разливе вод сообщали Челябинская, Омская, Саратовская, Самарская и Волгоградская области. В то же время высокие температуры в апреле стимулировали аграриев выйти в поля раньше обычного, чтобы успеть захватить весеннюю влагу. Однако в мае случилась еще одна неприятность — в регионах Центральной России, Поволжья и на юге страны были зафиксированы возвратные заморозки. По этому случаю режим ЧС был объявлен в Тамбовской, Липецкой, Воронежской областях и 32 районах Волгоградской области (по состоянию на 14 мая). О серьезном влиянии минусовых температур на посевы и садовые культуры говорят в Татарстане, Башкирии, Кировской, Нижегородской, Ростовской областях, Краснодарском крае.
Природные аномалии серьезно повлияют на урожай. Уже в апреле Минсельхоз заговорил о снижении объемов сбора зерна в текущем году до 132 млн т против почти 145 млн т в 2023-м. Оценка по производству масличных тоже меньше — 28 млн т против 29,9 млн т годом ранее, сахарной свеклы — 47 млн против 53,1 млн т соответственно. И это без учета возвратных заморозков. В середине мая министр сельского хозяйства Оксана Лут отмечала, что после всестороннего изучения ситуации прогноз может быть скорректирован.
Тем не менее в министерстве надеются, что российский АПК сможет произвести продукцию в объеме, достаточном для обеспечения внутреннего спроса. Семян, которые предусмотрены на посевную, в том числе на предстоящий пересев, у агрохозяйств достаточно. «Мы будем контролировать ситуацию. Если вдруг будет не хватать — значит, мы изыщем возможности для того, чтобы профинансировать всех, кому это необходимо», — заверяла Лут.
Гораздо сложнее ситуация у садоводов из ЦФО, где заморозки пришлись на цветение садов. «У этой отрасли, к сожалению, нет возможности “пересева”, повторить цветение садов в более благоприятном температурном режиме невозможно, — комментирует президент Ассоциации садоводов России (АППЯПМ) Игорь Муханин. — Хозяйства, попавшие под удар, могут остаться без урожая».
Большая вода
Признавая, что паводок нанес ущерб хозяйствам в зоне ЧС, Минсельхоз в середине мая пока не был готов оценить потери в конкретных цифрах. «Проведение уточняющей оценки ущерба и подготовка обосновывающих документов возможны только после схода воды на затопленных территориях, а также по результатам работы специально созданных территориальных комиссий по обследованию пострадавших объектов сельского хозяйства», — сообщил «Агроинвестору» представитель агроведомства.
Научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд, комментируя ситуацию на Урале и в Сибири на начало мая, назвал ее достаточно сложной: «В Оренбурге, в Орске заметный спад уровня воды, каждый день прогнозы распространяются, доводятся до местных властных структур, до МЧС. В Курганской области, на реке Тобол, проблема сохраняется. В Сибирском федеральном округе — в Омской, Новосибирской областях — превышена опасная отметка. В низовьях Амура в Амурской области то же самое — и это очень редкий случай».
По информации, представленной Минсельхозом Оренбургской области, в регионе пострадали 57 сельхозорганизаций, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и девять ЛПХ. Агроведомство Курганской области сообщило об ущербе по двум агропредприятиям. В растениеводстве региона зафиксирована гибель посевов озимых. В то же время всех сельхозживотных успели перевести в специально оборудованные загоны в безопасных местах населенных пунктов, которые не вошли в зону паводков. В Тюменской области также были приняты все необходимые превентивные меры по защите объектов экономики, в том числе в сельскохозяйственном секторе, хотя в зоне возможного подтопления оказались 13 сельхозпредприятий с общим поголовьем скота около 2,7 тыс. голов. Был предусмотрен запас кормов на случай отрезания коммуникаций и резервные места размещения при экстренной ситуации.
Растениеводческо-животноводческое хозяйство «Рассвет» (торговая марка «Белое озеро», Оренбургская область, Саракташский район) расположено на берегу реки Сакмара (один из крупнейших притоков Урала). Руководитель компании Руслан Сагитов рассказывает, что коллектив предприятия сделал насыпь на пути потока воды, она выдержала несколько дней, затем корпус для сухостойных коров (около 200 животных) оказался подтоплен, уровень воды достигал 10 см. Пострадали и корма: затопило траншею с плющеной кукурузой и сено. В результате потери составили 70 т первой и 500 т второго.
Кроме того, из-за сокращения потребления воды (качество ее ухудшилось) у коров снизились надои. Хозяйство временно остановило собственную переработку молока, так как мощности тоже оказались в зоне большой воды, была нарушена логистика. К счастью, удалось быстро переориентироваться на соседний молокозавод, но прибыль сократилась. Предприятию пришлось проводить дезинфекцию, чтобы не допустить заболеваний, связанных с нарушением санитарных условий. «К началу мая мы смогли полностью запустить производство и сейчас более детально оцениваем убытки, — делится Сагитов. — Надеемся, что наш Минсельхоз нам поможет, но о размерах поддержки говорить пока рано, еще не подведены общие итоги ущерба по региону».