Рауль Гайнетдинов
Лекарства без побочных эффектов против депрессии, шизофрении, болезни Паркинсона и СДВГ? Да, в обозримом будущем! Директор Института трансляционной биомедицины СПбГУ раскрыл механизм работы TAARs — рецепторов следовых аминов (молекул — «двоюродных братьев» дофамина и серотонина), который позволит создать такие препараты. «Биг фарма» уже начала гонку! Гайнетдинов — один из самых цитируемых психофармакологов в мире и председатель комитета по дофаминовым рецепторам Всемирного общества фармакологов, или просто «Мистер Дофамин», изучает влияние TAARs на весь организм больше 26 лет и — научный эксклюзив! — возможно, скоро откроет новые методы лечения психических заболеваний, а также рака и бесплодия! А в декабре 2023-го Рауль Радикович стал ученым года на первой национальной премии в области будущих технологии «Вызов» (российская Нобелевская!).
Как таинственные «двоюродные братья» дофамина и серотонина стали ключом к лечению депрессии, шизофрении (и не только!)
Молекулы, с помощью которых можно вылечить сложнейшие болезни мозга: от зависимости до шизофрении! Звучит как si-fi! Вы открыли механизм работы феноменальных веществ — и нам срочно нужны подробности.
Эти удивительные вещества называются рецепторами следовых аминов (или TAARs, от англ, trace amine-associated receptors), и действительно это ключ к лечению огромного количества заболеваний! Но начнем по порядку. Я начал заниматься TAARs в постодокторантуре Университета Дьюка с подачи моих учителей: ведущего исследователя дофамина Марка Карона (к сожалению, он несколько лет назад ушел из жизни) и биохимика, врача, лауреата Нобелевской премии по химии 2012 года Роберта Лефковица (мы до сих пор дружим!). Потом забрал исследование с собой в Италию — в Дьюке тему никто не потянул, а я всегда знал, что уеду из США, там жить скучно. Затем снова перевез — в Петербург. Следовые амины, или трейс-амины, — это продукты распада аминокислот: собственные внутренние ферменты организма или же населяющие его бактерии отрезают от аминокислоты кислоту, и получается амин. А рецепторы следовых аминов — это биохимические структуры, которые «чувствуют», где произошел распад аминокислоты, и передают организму информацию о том, что клетки разрушаются и нужно запускать процессы нейрогенеза — создания новых здоровых клеток.
То есть следовые амины нужны, чтобы подавать sos-сигналы?
Да, следовые амины — это мини-аналоги таких нейромедиаторов (передатчиков сигналов между клетками), как дофамин и серотонин, их «двоюродные братья». То есть теоретически, управляя следовыми аминами через их рецепторы, мы управляем и системами дофамина и серотонина, берем под контроль заболевания, связанные с их сбоем: депрессию, болезнь Паркинсона, шизофрению, биполярное расстройство, стресс-патологии и даже СДВГ.