Кровь с «Капиталом»
Михаил Трофименков о «Кровопийцах», марксистской комедии ужасов
В конкурсной программе ММКФ покажут фильм Юлиана Радльмайера «Кровопийцы», который попал в московский конкурс после премьеры на Берлинале. В первой марксистской комедии о вампирах предсказуемо обнаруживается русский след и множество цитат из классики левого кинематографа.
«Кровопийцы» Юлиана Радльмайера сняты в оригинальном жанре марксистской комедии ужасов. Что означает полное отсутствие на экране каких-либо ужасов, за исключением марксистской риторики. Велеречивость фильма уравновешивают его визуальное обаяние и забавная игра с мифами мирового кино: к началу третьего часа «Кровопийц» у зрителей есть шанс догадаться, что они действительно посмотрели комедию.
Из всех великих мифов кинематографа ужасов прогрессивные мастера культуры применяли классовый анализ только к мифу о зомби. Поскольку живые мертвецы населяют беднейшую страну мира Гаити, их интерпретировали как символ безжалостной эксплуатации третьего мира: дескать, до чего буржуи бедняков довели. А их беспощадный бунт — как символ неотвратимого сведения униженными и оскорбленными счетов с миром «первым».
Отсутствие темы вампиров в неомарксистском дискурсе — и в этом Радльмайер прав — возмутительно. Ведь Карл Маркс был последним великим немецким романтиком, а тему вампиров в европейской культуре первыми подняли именно немецкие поэты Генрих Август Оссенфельдер («Вампир», 1748), Готфрид Август Бюргер («Ленор», 1773) и сам Иоганн Вольфганг Гёте («Коринфская невеста», 1797). Неудивительно, что вампиризм стал лейтмотивом литературного творчества Маркса, очевидно проникшегося этой темой еще на гимназической скамье. И в этом смысле «Манифест Коммунистической партии» правильно считать великим финальным аккордом литературы романтизма.