Как сделать промзону городом
Григорий Ревзин о городе будущего
Это очень хорошо, когда индустриальные города превращаются в постиндустриальные. Когда рядом с заводами, котельными, электростанциями, складами и свалками промышленных отходов появляются кафе, рестораны, ателье, креативные парикмахерские, консалтинг и IT. Проблема в том, что они не очень появляются.
Надо честно признать, что это рецепт не только не универсальный, а прямо-таки исключительно редко действующий. Если верить Эдварду Глейзеру («Триумф города»), в Америке он сработал в двух случаях из десяти, и я не думаю, что российские условия позволяют надеяться на что-то заметно лучшее.
Причины, в общем-то, понятны: для такого развития нужно принципиально поменять профиль населения, причем не только работников, а и потребителей. Откуда-то должен появиться креативный класс в товарных количествах, и даже если он почему-то появится (снижение налогов, льготная аренда, дешевое жилье), нужно, чтобы то, что он будет производить, хоть частично было востребовано в городе. В городе, где население совершенно не приучено к таким товарам, а часто и относится к ним с классовой ненавистью, предпочитая честные чебуреки гламурным веганским бургерам. Как говорится, другого населения у меня для вас нет, а если его завести, то имеющееся не будет радо.
Возможны, конечно, государственные инициативы, хотя тут не так много опций. Вероятно, самый известный пример — реабилитация городов Рурского бассейна в Германии, где в умирающие города шахтеров были приземлены вузы. Студенты — это такой материал, что они сравнительно быстро меняют профиль города и наводят разную креативность. Но понятно, насколько это исключительная инициатива. Образование — бюрократическая область, обосновать необходимость открытия новых вузов без изменений рынка труда трудно, старые институции очень этому сопротивляются, поскольку теряют деньги, которые могли бы пойти им, а идут в какой-то шахтерский городок и т. д. В России это вообще невозможно, поскольку высшие учебные заведения у нас с советских времен должны располагаться только в центрах краев и областей, а на уровне райцентра могут быть лишь филиалы — и то по особому случаю.
Государство может делать ставку на спорт, массовые зрелища, как, собственно, и делалось в последние 20 лет, когда в сотнях городов появились новые дворцы спорта (или, реже, были реконструированы старые), в основном отчего-то с ледовыми аренами. Но это затеи довольно-таки ограниченного креативного потенциала, немного напоминающие древнеримскую формулу «хлеба и зрелищ».
Есть еще культура, но она критически зависит от наличия потребителя, его вкусов, настроения, предрасположенности к солидарности и даже, скажем прямо, благодарности. Уникальная инициатива по урбанистической трансформации Перми, предпринятая десять лет назад тогдашним губернатором Олегом Чиркуновым и арт-менеджером Маратом Гельманом, настолько же примечательна исключительным качеством проектов, насколько и тем, что оба по итогам оказались в эмиграции.