Сердце железной дороги: как обеспечивают безопасность движения
Жизнь Москвы и Московской области невозможно представить без железных дорог. Подобно кровеносным артериям, они пронизывают огромный организм региона, соединяя 1500 его городов, населённых пунктов и административных районов. Между станциями непрерывно курсируют около 500 пригородных поездов, которые в среднем в сутки перевозят 1,6 миллиона пассажиров. Огромный транспортный полигон обслуживает крупнейший пригородный железнодорожный перевозчик в России - Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК). На Московской железной дороге она контролирует направления, связывающие 11 регионов. Сердце системы – ситуационно-аналитический центр (САЦ), диспетчеры которого в режиме реального времени отслеживают любые происшествия: от нарушений графика движения электропоездов до забытой в вагоне сумки.
Ежегодно пригородные поезда под контролем САЦ перевозят по Москве и области 584 миллиона человек. Это больше половины всех пассажирских перевозок по российским железным дорогам и примерно в 20 раз больше, чем Аэрофлот перевозит по всему миру.
В плотном круговороте людей и вагонов неизбежны различные нештатные ситуации. Поэтому от слаженной работы и скорости реакции диспетчеров центра зависят стабильность транспортной ситуации и безопасность пассажиров в Московской агломерации.
«Мы находимся в самом центре системы пассажирских перевозок и видим общую картину: пассажира, поезд, платформу, каналы продаж билетов, график движения. Получив информацию, мы тут же её обрабатываем и строим сценарий решения проблемы. Диспетчеры оповещают руководителей и ситуационные центры всех служб, которые должны быть в этом задействованы. Например, в случае длительных сбоев мы совместно с диспетчерами «Мострансавто» запускаем компенсационные автобусные маршруты. Основные приоритеты – сохранить график движения и максимально быстро осуществить перевозку всех пассажиров», - рассказывает руководитель САЦ ЦППК Алексей Кривенко.
Время реагирования ситуационного центра на нештатную ситуацию, как правило, не превышает 2-3 минут. За это время диспетчеры принимают информацию, регистрируют её во внутренней системе оперативного мониторинга и учёта (ОМиУ) и передают по цепочке всем службам, ответственным за организацию и безопасность движения. В наиболее сложных ситуациях, требующих подключения большого числа специалистов и руководителей, а также оповещения пассажиров, может потребоваться 5-10 минут, не больше.
Собственный парк ЦППК на сегодняшний день насчитывает уже 197 электропоездов, 150 из которых постоянно задействованы в перевозках. Собственный ситуационно-аналитический центр был создан в 2014 году. Его задача – в режиме реального времени отслеживать информацию обо всем происходящем на дороге и передавать её по цепочке реагирования для оперативного устранения любых возникающих на железной дороге проблем. До появления САЦ контроль за происшествиями и опозданиями поездов осуществлялся на основе данных, поступающих из диспетчерской службы РЖД.