Эгоактивизм
«Свобода в квадрате»: научдок об освоении космоса
В ограниченный прокат вышла «Свобода в квадрате» Анастасии Зверьковой — лаконичный документальный фильм о людях, исследующих пределы человеческой физики и психики ради будущих полетов на Луну и дальше. В Антарктике или Тибете звезды одинаково далеки, но, как показано в фильме, космос внутренний способен указать маршрут — к галактическому собрату.
Кинематограф и космос — союз еще более нерушимый, чем кусок хлеба и ломтик сыра. Не то чтобы литература или живопись не справлялись с жанром экзистенциальной одиссеи, замаскированной под поиски новых рубежей за пределами Земли, но в случае со звездным небом — лучше один раз увидеть. Тем более — вблизи и в движении. Будь то потешная мельесовская Луна с воткнувшейся в глаз ракетой, кубриковское путешествие во времени, космический ужас «Чужого», семейная сага в далекой-далекой галактике Джорджа Лукаса и потомков, нолановское наукообразие на стыке с мелодрамой или экологический манифест Джеймса Кэмерона на планете Пандора. Все это так или иначе откликается в зрительном зале, подтверждая аксиому Константина Бронзита: «Мы не можем жить без космоса».
66-минутная «Свобода в квадрате» Анастасии Зверьковой тоже движется по орбите интергалактических мечтаний. Осевой сюжет документального по сути альманаха — о младшем научном сотруднике ИМБП РАН Николае Осецком, который в 2018 году отправился на антарктическую станцию «Восток», чтобы изучить, как экстремальные условия, приближенные к космическим, влияют на зрительную систему полярников. За кадром звучат переработанные записи из его дневников — скорее философские, чем научные,— а также разговоры с любимой женщиной, с которой экспедиция разлучает Николая практически на год. Они стараются говорить по-английски, чтобы осваивать международный язык науки, но это только увеличивает пропасть. Чем ближе полюс, тем сильнее оба погружаются в свои мысли и переживания.