Полина Бондарева
Школа искусств с великими лекторами и NFT-галерея, онлайн-платформа цифрового искусства и книжное издательство — идеолог и основательница проекта Masters превратила его в экосистему (с филиалом в Москве!). А весной команда Бондаревой займется продюсированием культурного пространства в одном из самых обсуждаемых памятников петербургского конструктивизма — здании Левашовского хлебозавода.
Что нам ждать от нового культурного пространства на Левашовском хлебозаводе
Masters скоро открывается в пространстве бывшего Левашовского хлебозавода. Расскажи, пожалуйста, подробности. Вы переезжаете или расширяетесь?
Мы скорее расширяемся. Школа Masters останется на Итальянской улице на своем привычном месте. На Петроградской мы запустили книжный магазин и галерею цифрового искусства и собираемся открыть культурный центр в здании Левашовского хлебозавода, это позволит нам расширить форматы и аудиторию. Единственное, мы закрыли наш магазин в Пассаже и собираемся открыть concept store на Василеостровском рынке совместно с Cosmotheca. В центре довольно высокая конкуренция среди книжных, а вот Васильевский остров и Петроградская позволяют нам работать с разной аудиторией и формировать вокруг себя новую среду.
Что будет происходить в здании хлебозавода? Как думаете осваивать такое нестандартное пространство — образец советского промышленного конструктивизма, объект культурного наследия?
Бывшее здание Левашовского хлебозавода состоит из нескольких корпусов, значительную часть площадей компания RBI приспособила под собственный офис. Самое сложное и эффектное пространство в шайбе станет культурной площадкой, которую Masters будет продюсировать. Кроме того, мы займем еще два лекционных зала. Наша общая с RBI задача — создать новую точку притяжения на Петроградской стороне.
Мы уже сформировали программу, там будут самые разные события: и фестиваль Дианы Вишневой Context, и перформансы, и концерты, и спектакли, и встречи и дискуссии с экспертами. Летом, вероятно, мы сможем позволить себе закрыть зал на месяц или два под выставочный проект. Зал рассчитан на 120–150 посадочных мест. Непривычная форма помещения даст творческим людям возможность искать новые форматы, которые вписывались бы в нее. Плюс в том, что внутри цилиндра нет ничего лишнего, это буквально чистый лист бумаги, который можно трансформировать под разные жанры взаимодействия с публикой.
Для Masters Петроградская и Васильевский остров — это возможность открывать новые перспективы? Эти части города для вас чем‑то отличаются от центра и друг от друга?
Я бы даже говорила не столько о районе, сколько о конкретном месте. Барочная и Большая Зеленина сейчас — это новая модная часть города, здесь появляется масса заведений, формируется новый культурный код Петроградской стороны. Пространство на Барочной рассчитано на жителей Петроградского и Крестовского островов, которые, кажется, всё больше стремятся расширять кругозор. Мы даже сделали карту Yellow map, которая описывает все культурные инициативы на островах, их, оказывается, довольно много.
На Васильевском острове мы представляем себе более молодую аудиторию, на него мы смотрим скорее классически — как на образовательный центр Петербурга. На Петроградской мы больше будем фокусироваться на редких книгах и альбомах для взрослой и искушенной публики, а на Василеостровском рынке попробуем работать в том числе и с художественной литературой. Для нас это в большей степени популярный просветительский проект.
В Петербурге есть множество других районов, в том числе и довольно удаленных от исторического центра. Нужны ли там культурные пространства, и есть ли возможность их там создавать?