Первая русская манифестация
В России массовые шествия как способ выражения политической позиции стали популярны на волне революции 1905 года. Но самую первую такую манифестацию 26 сентября 1825 года организовали ещё будущие декабристы в связи с гибелью их единомышленника подпоручика Константина Чернова: на дуэли он смертельно ранил блестящего аристократа флигель-адъютанта Владимира Новосильцева.
С ранней юности Владимир Новосильцев был, как казалось, настоящим баловнем судьбы. Его мать Екатерина Владимировна, урождённая графиня Орлова, души не чаяла в единственном сыне, не жалея для него никаких средств. Мальчик получил лучшее по тем временам образование в иезуитском пансионе аббата Николя, вырос высоким стройным красавцем со всеми манерами светского аристократа. Володя замечательно танцевал, отлично фехтовал, играл на кларнете. Прямо как у Пушкина:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умён и очень мил.
22 января 1818 года Владимир стал корнетом в самом роскошном лейбгвардии Гусарском полку, служба в котором требовала больших денег. Но чтобы сын не тяготился казармой, мать устроила его адъютантом к главнокомандующему 1-й армией барону фон дер Остен-Сакену. Летом 1822 года Александр I назначил поручика Новосильцева своим флигель-адъютантом. Володя стал самым молодым офицером свиты, в которой в то время в основном состояли участники славных походов 1812–1814 годов. Радости и гордости матери не было предела.
О стремительной карьере Новосильцева я вспомнил несколько лет назад, когда увидел в Национальном художественном музее Республики Беларусь акварель работавшего в России французского художника Ансельма Франсуа Лагрене (Anthelme Françoi Lagrenée). На ней изображён молодой флигель-адъютант, который, судя по форме, числился в лёгкой кавалерии. Акварель поступила в музей в 1954 году как портрет Коновницына. В 2008 году решили, что это декабрист граф Пётр Коновницын. Но он служил в Генеральном штабе, а не в кавалерии и никогда не был флигель-адъютантом. В то же время все детали картины, в том числе кларнет на столе и сходство с посмертным портретом, не оставляют сомнений: на акварели в Минске изображён Владимир Новосильцев в 1822–1825 годах.
Ещё один портрет Новосильцева, написанный по акварели Лагрене, обнаружился в Третьяковской галерее. Это небольшая работа немецкого художника Михаила фон Хельда (Michel von Held), который посетил Россию в 1829–1832 годах. Круглый портрет он сделал по заказу безутешной матери, которая до конца дней винила себя в гибели сына.
Обласканный столичным светом и императорским двором, Владимир был завидным женихом. Мать гордилась им и не жалела средств, чтобы сын казался богачом. Никто не догадывался, что, имея две тысячи душ крепостных и сорок тысяч рублей годового дохода, экс-графиня ради блеска влезла в долги почти на два миллиона рублей! Но это показное богатство позволяло ей высокомерно смотреть на потенциальных невест.
Зимой 1820 года Владимир страстно увлёкся юной красавицей княжной Марией Урусовой. «Её небесные черты» покорили даже Пушкина, который посвятил девушке стихотворение «Кто знает край, где небо блещет». Но мать отложила своё благословение на год, на самом деле желая сорвать свадьбу из чванства: «Ну что, бедная девушка, Володя может претендовать на первые партии в России!» В итоге Урусова 12 июля 1822 года вышла замуж за графа Ивана Мусина-Пушкина, а затем, овдовев летом 1836 года, стала через два года женой будущего знаменитого канцлера князя Александра Горчакова. Поставленный начальством перед выбором — любовь или карьера, князь бросил ради 37-летней красавицы с пятью детьми дипломатическую службу в Вене и вышел в отставку. К счастью, ненадолго.