Дочь за отца отвечает
«Мой Марчелло»: знакомые и родственники в оммаже великому Мастроянни
28 сентября исполнится 100 лет со дня рождения Марчелло Мастроянни. В канун юбилея в российский прокат выйдет фильм из недавней конкурсной программы каннского фестиваля — «Мой Марчелло», где дочь актера, Кьяра Мастроянни, играет саму себя, страдающую от раздвоения личности и не без успеха переодевающуюся в своего отца, а Катрин Денёв играет ее мать, актрису Катрин Денёв.
Сначала о происхождении названия — «Мой Марчелло», «Marcello mio». Новый, 1986 год Марчелло Мастроянни встречал в Москве — он приехал потолковать с Никитой Михалковым о возможности сняться у него, возможно, в чем-нибудь чеховском. В один из дней зимних каникул парочка нарисовалась в Доме кино, где проходили новогодние елки. И Дед Мороз, которым служил дородный, бравый, румяный артист Александр Пятков (сержант в клетчатом костюме из «Тайны "Черных дроздов"»), так перевозбудился, что извинился перед ребятишками, не переодеваясь бросился к кумиру и спел ему знаменитую неаполитанскую песню «О соле мио» — «О, мое солнце!», заменяя «О соле» на «Марчелло»,— то есть выходило это самое «Marcello mio». Сцена так развеселила Михалкова, что сразу родилась одна из центральных и самая смешная сцена будущего фильма «Очи черные» со встречей итальянца Романо в уездном городе Сысоеве, где, помимо цыган, каравая, отдающей по-военному честь старухи и прочей неразберихи, стоял пожарный, в которого был наряжен Пятков, и пел «О соле мио». Правда, при монтаже Михалков решил, что тут скорее подойдет марш, поэтому в экранной версии был подложен романс «Я встретил вас, и все былое…», переаранжированный в марш и с дурацкими итальянскими словами.
«Очи черные» — очень важная картина для Мастроянни: за нее он получил приз как лучший актер на Каннском фестивале и был номинирован на «Оскар». В новом фильме Кристофа Оноре одним из самых удачных эпизодов стал эпизод со съемками итальянского телешоу, где пародируется другой фильм с Мастроянни того же 1986 года, феллиниевский «Джинджер и Фред». Стефании Сандрелли, которая дебютировала в кино в 1961-м в «Разводе по-итальянски» в компании Мастроянни, предложено выбрать из шести двойников актера, какой же из них подлинный Марчелло. Каждый двойник изображает один из шести ключевых образов актера, и Романо из «Очей черных» среди этих шести тоже есть. Но Сандрелли выбирает того, кто одет и загримирован под растерявшегося перед софитами и необходимостью впервые за 40 лет снова станцевать степ Пиппо из «Джинджер и Фред». И правильно — это не двойник, это дочь актера Кьяра, поразительно похожая одновременно и на отца, и на мать, Катрин Денёв. Но сейчас по сюжету фильма она переживает психологический казус: считает себя Марчелло, живет как Марчелло, поступает как Марчелло, курит, облокачивается о стену, смотрит поверх очков как Марчелло. В данный конкретный момент ее уход от реальности достиг высшей точки, и сказать ей, что она не Марчелло, все равно что, по меткому выражению ее