Евгений Чебатков: каково это — быть любимцем публики и объектом споров

СНОБЗнаменитости

«На прожарке мне катастрофически некомфортно». Большое интервью с Евгением Чебатковым

Картошка в мундире в мишленовском ресторане, кухня «Истории на ночь», прожарка, рэп и электроалкоголь — «Сноб» встретился со стендап-комиком Евгением Чебатковым, чтобы обсудить, каково это — быть одновременно и любимцем публики, и объектом споров среди коллег

Беседовал Чермен Дзгоев

Евгений Чебатков
Евгений Чебатков. Фото здесь и далее: пресс-служба

Женя, с днем рождения! У тебя же 13-го?

У меня 13-го, да. А сегодня 3-е. Но спасибо.

Мы выйдем с твоим интервью 13-го, но общаемся, это правда, 3-го сентября, в день рождения Довлатова. Поэтому с него и начнем разговор. Ты говорил, что это особенный писатель для тебя.

Очень его люблю. Я впервые о нем услышал, можно сказать, случайно. Кто-то мне посоветовал, сказал: глянь. Первое, что я прочитал, было «Соло на ундервуде» — суперкороткий формат. И все: с того момента я был просто очарован и формой, и изложением, краткостью и точностью слов.

А юмором?

Конечно, юмором. А потом — это был 2011 год — я поехал в Америку по work and travel. Пацан, который жил всю жизнь в Усть-Каменогорске, потом учился в Томске — и сразу в Нью-Йорк, мимо Москвы и даже Новосибирска — ну, можно представить мои ощущения и впечатления, да? И я познакомился с большим количеством людей, которые говорили: мы здесь останемся, мы будем здесь жить. Такой фон был вокруг. 

Я начал примерять на себя ощущение полноценной эмиграции, оно меня напугало. Я не понимал, каково это — оказаться навсегда в другой среде. Тут мне попадается «Чемодан», в котором все мои мысли настолько точно и остро описаны — про Америку, про переезд, про воспоминания, — что я в каком-то забытьи все это прочел и читал дальше, дальше, дальше. Короче, Довлатов стал для меня любимым писателем второй половины XX века.

То есть твое увлечение Довлатовым связано с жизнью в Штатах, а не с тем, что ты шутки пишешь, а довлатовская проза, допустим, этому помогает?

Тогда я еще не думал, что буду заниматься комедией, выступать. Но когда я сам начал писать, естественно, я понял, что корень очень многого в моем чувстве юмора растет именно от Довлатова. То есть он меня во многом сформировал. Он находит смешное там, где, казалось бы, это скорее грустно, чем смешно, плюс самоирония — мне такой подход очень нравится, и я сам стараюсь на этой поляне себя реализовывать.

Я потому и заговорил о Довлатове, что вижу сходство между его и твоим способом шутить.

Насчет сходства — это слишком, конечно, я туда даже не замахиваюсь. Хотелось бы думать, что он воспитал во мне какое-то литературное чувство, потому что стендап для меня — по большому счету литература. Кто-то точно со мной не согласится. Знаю ребят, которые говорят: нет, стендап — это поток, ты вышел на сцену и набрасываешь, у тебя что-то летит, что-то нет… А мне нужно писать, находить слова, выписывать четкие формулировки, вымывать лишнее — и потом уже выступать. Так вот, литературную составляющую стендапа во мне воспитал Довлатов. Что-то я у него точно подхватил. У него были свои литературные правила, которым он следовал, — например, не писать предложения, которые начинаются с одной и той же буквы. Слова и звуковые сочетания он старался подбирать элегантно и четко, избегал многословия. Я себе тоже стараюсь такие рамки ставить — не всегда получается. Иногда смотришь — опять много лишних слов. Но это живой процесс, нужно стремиться к улучшению своих показателей в этом смысле.

Кальянный рэп и электроавтомобили

Твое увлечение рэпом — оно тоже, скорее, литературное? В том смысле, что в рэпе точность формулировок, их ритм — очень важная штука?

Конечно. Я рэпом увлекаюсь, но это меня с музыкой никак не роднит, меня в нем привлекает именно смысловая часть. Скорее даже техническая, связанная с речитативом, подбором звуков и произношением слов.

А шансон ты по-прежнему ненавидишь?

Да, ничего не изменилось.

Из-за того что он примитивен? Или у тебя какие-то другие счеты с шансоном? Ты рассказывал историю своего отца, который долго сидел. Ты был ребенком в тот момент, потом подростком — удивительно, что с такими вводными блатная романтика не вскружила тебе голову…

Именно из-за истории с отцом я знаю, что в блатной романтике нет ничего привлекательного. В шансоне полно крутых песен, я не считаю, что все они примитивны. Но они плохи тем, что кто-то, послушав, может решить: «О, тюрьма — классный жизненный опыт, об этом поет мой любимый исполнитель». Я ничего классного в таком жизненном опыте не вижу.

Есть еще такой жанр, популярный сейчас, называется кальянный рэп. Как ты считаешь, это больше рэп или больше шансон?

Я бы не относил его ни к тому, ни к другому. К кальянному рэпу у меня другая претензия: в нем слишком прослеживается схема. А когда ты заранее считываешь схему, понимаешь, как будет развиваться сюжет и чем закончится, — это немного понижает ценность продукта.

Но такую претензию можно не только к кальянному рэпу предъявить…

Конечно. Это касается и литературы, и стендапа, и чего угодно, когда ты видишь, что схема отработана, есть заготовка, и по ней все происходит. Просто в кальянном рэпе это стало особенно четко прослеживаться: ты слушаешь копию копий. И это не особенно привлекательно. Наверняка есть большие мастера в этом жанре, но я не слежу.

А если вернуться к обычному рэпу — часто ли там встречаются треки с неожиданным финалом?

Нет, я не совсем про финал. Финал везде один. Я говорю скорее про техническое исполнение и про смыслы. Если мы говорим про обычный рэп, то там, конечно, содержание может быть любым. И техническое исполнение — вариаций огромное множество. То есть он может удивлять. Я, кстати, уверен, что все люди, которых мы обывательски, прослушав, отнесем к кальянному рэпу, сами себя так никогда не назовут. В их понимании они работают в каком-то другом жанре. Но тот факт, что мы их, обывательски опять же, отнесли к кальянному рэпу, говорит о том, что они звучат для нас понятно и предсказуемо. Звучат так, как мы привыкли себе представлять этот самый кальянный рэп.

У меня в связи с рэпом еще один вопрос. Он даже не про рэп, а про стереотипы. Принято думать, что если человек увлечен рэпом и зарабатывает деньги, значит, он обязательно купит себе какую-то здоровенную прожорливую машину с хромированными дисками и будет шумно на ней ездить в компании друзей и подруг. Ты в этот образ совершенно не вписываешься, и мой вопрос — почему? Ну ты должен угорать по тачкам, это законы жанра.

Всё, на самом деле, легко объяснимо. Когда мне было 10 лет, моего отца посадили. Моя мама, хотя и имела права, никогда не водила автомобиль, то есть мы жили без машины. Дедушки у меня всю жизнь за рулем — и один, и второй. Но один очень серьезный, а тот, который серьезный, но поменьше, — он меня пытался учить пару раз. Мне тогда было, наверное, лет 14–15. Мы выехали в какое-то поле, он говорит: давай, отпускай сцепление. И я как-то так отпустил пару раз, что дедушка был недоволен. Он никогда не ругался (и не ругается — он здравствует ныне), но он просто посмотрел на меня и как-то так зажевал слова, что я такой: ох, не хочу своего дедушку таким видеть. И он этим отношением немного отбил у меня этот интерес.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Аида Гарифуллина: «Красота начинается с твоих мыслей!» Аида Гарифуллина: «Красота начинается с твоих мыслей!»

Аида Гарифуллина – одна из самых востребованных оперных певиц в мире

Cosmopolitan
Опасный гипноз: как не попасть в руки к шарлатану Опасный гипноз: как не попасть в руки к шарлатану

Как выбрать мастера гипноза и кому доверить вторжение в собственную голову?

Psychologies
Как подобрать плавки для бассейна по всей науке: 10 советов чемпиона Европы Как подобрать плавки для бассейна по всей науке: 10 советов чемпиона Европы

Какие плавки лучше выбрать для новичков, а какие — для тренированных пловцов?

ТехИнсайдер
«Я раскачивалась и успокаивалась. Это было похоже на наркотик»: 7 увлекательных книг о психических расстройствах «Я раскачивалась и успокаивалась. Это было похоже на наркотик»: 7 увлекательных книг о психических расстройствах

В подборке книг — исследования на темы шизофрении, аутизма и зависимостей

Правила жизни
Есть свет для бедных и свет для богатых Есть свет для бедных и свет для богатых

Правда ли, что человечество слепнет, и можно ли вернуть зрение слепому человеку?

Наука
Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству

Фильмы, исследующие внутренние конфликты через изменения внешние

Psychologies
Разговоры о страшном Разговоры о страшном

Как обэриуты изучали мир, где остановилось время

Weekend
«Пингвин» с Колином Фарреллом: амбициозная история об еще одном противнике Бэтмена «Пингвин» с Колином Фарреллом: амбициозная история об еще одном противнике Бэтмена

О судьбе антигероя Пингвина в комиксах и на экране

Forbes
«Гарри Поттер» и «Аббатство Даунтон»: лучшие роли Мэгги Смит «Гарри Поттер» и «Аббатство Даунтон»: лучшие роли Мэгги Смит

Лучшие перевоплощения Мэгги Смит, которая могла быть и серьезной, и смешной

Forbes
Не забудьте выключить телевизор: как пропаганда использует «темную психологию» Не забудьте выключить телевизор: как пропаганда использует «темную психологию»

Какими психологическими приемами чаще всего пользуются пропагандисты

Forbes
«Я сегодня смеюсь над собой... Мне так хочется счастья и ласки...» «Я сегодня смеюсь над собой... Мне так хочется счастья и ласки...»

Имя Александра Вертинского известно каждому в нашей стране, да и за рубежом

Караван историй
Как выбрать фото для сайта знакомств, чтобы удачно выйти замуж: 13 рекомендаций Как выбрать фото для сайта знакомств, чтобы удачно выйти замуж: 13 рекомендаций

Какие фото привлекут достойных кандидатов в дейтинговых приложениях?

Psychologies
«Последние короли Шанхая»: как еврейские династии помогали строить современный Китай «Последние короли Шанхая»: как еврейские династии помогали строить современный Китай

Глава из книги «Последние короли Шанхая»: о последствиях Первой опиумной войны

Forbes
Морские губки отпугивают хищников ядовитым молибденом Морские губки отпугивают хищников ядовитым молибденом

У губок в Эйлатском заливе есть оригинальный способ отпугивания хищников

ТехИнсайдер
Наталья Андрейченко «Откровение». Исповедь актрисы Наталья Андрейченко «Откровение». Исповедь актрисы

«Откровение»: о несостоявшихся съемках в «Зимней вишне» и «Интердевочке»

СНОБ
Почему даже опытного предпринимателя легко обмануть и можно ли с этим бороться Почему даже опытного предпринимателя легко обмануть и можно ли с этим бороться

Почему люкс загоняет нас в психологическую ловушку?

Forbes
Дом всех итальянцев Дом всех итальянцев

Квиринальский дворец много раз переходил из рук в руки, но сохранял свой статус

Дилетант
Дочь Доминика Пелико рассказала о том, как справилась с осознанием, что ее отец — насильник Дочь Доминика Пелико рассказала о том, как справилась с осознанием, что ее отец — насильник

Как быть детям, чьи родители совершили ужасные вещи?

Psychologies
Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени» Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени»

«В музее не существует второстепенных профессий, каждый винтик важен»

Караван историй
Почему морскую свинку называют морской свинкой? Почему морскую свинку называют морской свинкой?

Как объяснить ребенку, почему грызуна назвали морской свинкой?

ТехИнсайдер
Дом над ямой. Победить своих демонов Дом над ямой. Победить своих демонов

Как справиться с безнадежностью — колонка Катерины Мурашовой

СНОБ
Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача? Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача?

«Джокер: Безумие на двоих»: фильм, который одновременно восхищает и раздражает

Правила жизни
Может ли взорваться аккумулятор в телефоне Может ли взорваться аккумулятор в телефоне

Новая фобия: аккумулятор вашего мобильного гаджета может взорваться

CHIP
«Плохая девочка»: как Николь Кидман учит женщин не бояться собственных желаний «Плохая девочка»: как Николь Кидман учит женщин не бояться собственных желаний

«Плохая девочка»: фильм о женщине, которая учиться жить в мире с самой собой

Forbes
Чем опасен секонд-хенд? Чем опасен секонд-хенд?

Любителям секонд-хенда не стоит расслабляться: вот несколько его опасностей

Здоровье
Культ удовольствия Культ удовольствия

Гедонизм — это хорошо или плохо?

Добрые советы
Как самый большой парусник мира погиб в пятницу, 13: странное крушение Thomas W. Lawson Как самый большой парусник мира погиб в пятницу, 13: странное крушение Thomas W. Lawson

Для огромной семимачтовой шхуны в тот день все пошло наперекосяк

ТехИнсайдер
Улучшение землепользования сделает сельское хозяйство углеродно-отрицательным к середине века Улучшение землепользования сделает сельское хозяйство углеродно-отрицательным к середине века

В 2050 мировой сельхозсектор может перейти к отрицательным углеродным выбросам

N+1
Почему страшно быть счастливым? Почему страшно быть счастливым?

Почему многие неосознанно избегают своего счастья?

Здоровье
Трезвость особая Трезвость особая

«Москва — Петушки» как путь праведника

Weekend
Открыть в приложении